Творческо-исследовательский проект Читать не вредно - вредно НЕ читать! Автор: Пузина Мария Александровна, обучающаяся 7-а класса МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл Руководитель: Новикова Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
2015 – Год литературы в РФ год
Авторы проекта: Пузина Мария и Щукина Алина, обучающиеся 6-акласса МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл
Учебный проект "Почему подросткам стоит познакомиться с творчеством Е. В. Габовой?"
Проблематизация и актуализация Целеполагание Определить особенности детской литературы; Выявить темы произведений детской литературы и приёмы работы с текстом, способные заинтересовать подростков; Создать у школьников мотивацию на прочтение новых произведений современной детской литературы.
Задачи и гипотеза исследования определить особенности детской литературы; расширить знания о жизни и творчестве Е. Габовой; развивать навыки работы с литературоведческими терминами; рассмотреть жанровое разнообразие произведений писательницы; провести анкетирование участников образовательного процесса; воспитывать вечные ценности, связанные с культурой чтения. Гипотеза – творческие задания мотивируют подростков на чтение художественной литературы, что имеет важное значение для воспитания современных детей. Объект исследования: рассказы и повести Е.В. Габовой, статьи о роли детской и чтения. Предмет исследования: влияние разнообразных заданий творческого характера, составленных на основе художественных произведений коми писательницы, на привитие интереса школьников к чтению.
Методы исследования Исследование (проведение опроса с использованием анкетирования); Творчество (театрализация отдельных произведений, создание детских иллюстраций к произведениям); Игра (проведение конкурса викторин, кроссвордов и рекламы); Анализ результатов опроса; Чтение и анализ публицистической и художественной литературы.
Особенности детской литературы главными героями являются дети; тематика соответствует детскому возрасту; воспитательная функция содержания; повествовательные тексты превышают описательные; обилие диалогов и действия; относительная простота языка; типичность приключений и чудес; положительное разрешение конфликтов; относительно небольшой объём; издаются отдельными сборниками; обычно книги хорошо иллюстрированы.
Детское чтение: ЗА и ПРОТИВ Вопрос Ответы Количество в % Как вы думаете, зачем нужно читать книги? Чтобы больше знать, узнать много нового 34 Чтобы хорошо разбираться в жизни 12 Что будет, если мы перестанем читать? Станем глупыми 25 Будем необразованными 42 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Согласнывысвысказыванием Дидро? Да 94 Нет 6 Какое последнее литературное произведения вы прочитали? М. Горький «Детство» 25 А.И. Куприн «Чудесный доктор» 63 Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» 63 Знаете ли вы, что 2015 год объявлен Годом литературы? Да 46 Нет 54 Знаете ли вы логотип Года литературы? Да 17 Нет 83 Какие цели преследовал Президент РФ, объявив 2015 год Годом литературы? Не знаю 25 Чтобы люди стали больше читать 43 Чтобы учить уважать литературу 17 Чтобы все читали с удовольствием 15
Факторы, влияющие на уровень читательской культуры Контроль со стороны взрослых процесса чтения, выбора книг и усвоения прочитанного. Дети могут читать немного, но сознательно, с пониманием. В противном случае происходит подавление обилием содержащихся в книге фактов, теряется способность вдумываться, притупляется. Нужно применять игру, которая является естественной формой деятельности ребёнка. Выбор книг должен соответствовать возрасту, развитию и темпераменту детей.
Школьная библиотека Заведующая школьной библиотекой – Пиженко В.М.
Анкетирование педагогов Вопрос Количество выборов 1. КакиепроизведенияЕ.В.Габовойпредставляются Вам наиболее интересными для изучения в школе? «Двойка по поведению» «Зануда Дёма» «Тайкина тайна» «Гришуняна планетелохматиков» «Концерт» 100% 40% 65% 100% 72% 2. Какиепроизведения Е.В.ГабовойВы бы порекомендовали прочитать старшеклассникам? «Сено-солома» «Чайка с застывшим взглядом» «В ожидании алых парусов» «Дождь из прошлого века» 33% 50% 100% 72%
Анкетирование обучающихся Вопрос Класс Итого 5 6 7 1. Какиеповести и рассказы писательницы Е.В.Габовойвызвали у Вас особый интерес? «Гришуняна планетелохматиков» «Концерт» «Двойка по поведению» «Из дневника современной девочки» «Не пускайте рыжую на озеро» «Лишняя Новикова» «В ожидании алых парусов» «Мальчишка» 100% - 10% 10% 35% 40% - 20% 90% 35% 74% 35% 42% 35% 10% 35% 90% 44% 68% 44% 37% 44% 28% - 280 79 152 89 114 119 38 55 2. Какиетемы представляются Вам наиболее интересными для сюжетов современной детской литературы? Дружба Школьная жизнь Взаимоотношения девочек имальчиков Другое 35% 35% 40% 35% 42% 35% 100% 42% 37% 28% 90% 44% 114 98 230 121
Анкетирование родителей Вопрос Количество выборов Какие произведения Е.ГабовойВы читали? «Двойка по поведению» «Тайкина тайна» «Гришуняна планетелохматиков» «Концерт» Никакие 30% 20% 30% 10% 50% 2. Какиепричины заставили Вас обратиться к этим книгам? Посоветовализнакомые Читали вместе со своими детьми Случайнопопалив руки 10% 70% 20%
Творческие задания
Победители конкурсов Лучший кроссворд – Щукина Алина Лучший рисунок – Кучерносова Виктория Лучшая викторина Мезенцева Карина Пузина Мария Лучшая реклама – Куевда Артём, Щукина Алина
Рефлексия Справедливость гипотезы: использование разнообразных творческих заданий способствует повышению читательской мотивации подростков, что, в свою очередь, имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственных качеств современных детей.
Благодарим всех ребят и педагогов нашей школы за сотрудничество в реализации проекта.
Читайте с желанием! Читайте с наслаждением! Читайте с пользой!