Тема: «Оформление письменных работ по русскому языку и математике»
1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11 классах следует отступать две строчки (пишем на третьей). 2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов с 1-го класса.
3. В ходе работы не пропускать ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. 4. Справа дописывать до конца строки, при этом с 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
5. Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или обучающимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по русскому языку число записывается прописью: Например: Первое декабря.
6. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Диктант. Сочинение. Изложение. Работа над ошибками.
При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется: (дата не пишется) Домашняя работа.
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику необходимо обязательно указывать. Например: № 56.
В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся. В сточку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится. Словосочетания пишутся с маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с большой буквы (И.п.). Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I). Род имён существительных обозначается маленькими буквами (м.р.).
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; не заключать неверное написание в скобки.
Для обучения письму в первом классе, во втором и третьем классе введена тетрадь, разлинованная в две линейке. Для обучающихся, начиная с четвёртого класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому языку, разлинованная в одну линейку.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по русскому языку.
Во 2-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками (дата не указывается). Пишется тема урока посередине: Работа над ошибками.
Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля: / - орфографическая ошибка V - пунктуационная ошибка
Фонетический разбор: Липа – 2 слога л [ л ’] – согл., непар., зв., мягк., и [ и ] - глас., уд., п [ п ] – согл., пар., глух., тв., а [ а ] – глас., безуд., 4 б., 4 зв.
Морковь – 2 слога, м – [м] – согл., непарн., зв., тв. о – [а] – гласн., безударн. Р – [р] – согл., непарн., зв., тв. к – [к] – согл., парн., глух., тв. о – [о] – гласи., ударн. в – [ф'] – согл., парн., глух., мягк. ь – [-] ___________________ 7 букв, 6 звуков
Синтаксический (УМК « Школа России»): п. прил. сущ. гл. сущ. На лесной полянке появились подснежники . (Повест., невоскл., распр.) - По цели высказывания. - По интонации. - По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно). - По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).
Морфологический разбор:
Существительное На полянке (на чём? где?) – сущ. 1. Н.ф. – что? полянка. 2. Ж. р., 1 скл. 3. В П.п., в ед. ч. 4. Вт. член.
Мороз – сущ., 1) Н.ф. мороз, 2)нариц., неодуш., м. р., 2 скл., в Им. п., в ед. ч., 3)подлежащее.
Прилагательное Тонким (каким?) - прил. 1.Н.ф. – какой? тонкий 2. В ед. ч., в м. р., в Т. п. 3. Вт. член.
Из душной (комнаты) – прилаг., 1)Н.ф. душный, 2) В ед. ч., в ж. р., в Род. п., 3) вт. член. пр.
Глагол Дует (что делает?) – глаг. 1. Н. ф. – что делать? дуть. 2. 1 спр., 3. В наст. вр., 3 л., в ед. ч. 4. Сказ.
Уходим – глаг., 1) неопр. ф. уходить, 2) 2 спр., во мн. ч., в наст, вр., 1 лицо, 3) сказуемое.
Оформление письменных работ по математике
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать следующую работу). Между видами работ отступать 2 клетки (на 3 клетке писать). Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой.
В тетрадях по математике во 2-3 классах обозначается время выполнения работы посередине строки: число записывается арабской цифрой, название месяца - прописью. Например: 1 декабря. А через клеточку - вид работы. Например: Классная работа. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата пишется на полях цифрами. Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в начале строки. Слово “Задача” в 1-4 классах не пишется. Например: № 15.
При выполнении домашней работы во 2-11 классах в тетрадях пишется: Домашняя работа. Во 4-11 классах в тетрадях для контрольных работ пишется дата на полях и в этой же строке посередине пишется: 15.10.11. I вариант.
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную цифру, число или знак зачеркивать ручкой косой линией; не заключать неверное написание в скобки. Подчеркивания, условные обозначения, графики, чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым карандашом, а в случае необходимости - с применением линейки или циркуля.
В математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Оформление записи решения уравнений: х + 15 = 40 х = 40 – 15 х = 25 25 + 15 = 40 40 = 40
Образец записи решения неравенств: 16 – 8 > 10 – 7 3дм 5 см3 35 см< 67 см
Нахождение значения числового выражения по действиям в столбик (традиционное оформление) : 15354 – 2879 + 5121 = 17596 1 2 1) 15354 2) 12475 – + 2879 5121 12475 17596
Оформление решения задачи возможно без записи: без краткого условия; без пояснения в последнем действии, если ответ дается в развернутой форме; краткий ответ, если последнее действие сопровождается пояснением.
Например: 1) 5+ 6=11 (кг) – было во второй коробке. 2) 5 + 11 = 16 (кг) Ответ: 16 кг яблок было в двух корзинах. или 1) 5+ 6=11 (кг) – было во второй коробке. 2) 5 + 11 = 16 (кг) - всего Ответ: 16 кг .
Решение задач на сравнение величин («больше в … раз», «больше на …») традиционным способом: ? р. 1. 48 • 5 = 240 (р.) - стоимость 2-ой покупки 2. 240 + 48 = 288 (р.) - всего или 48 + 48 • 5 = 288 (р.) - всего Ответ: 288 рублей. I - 48р. II - ? р., в 5 раз больше, чем
Решение задач на сравнение величин («больше в … раз», «больше на …») с помощью единичного отрезка ( по учебнику Истоминой Н.Б.): 48 р. I. | | 48 р. II. | | | | | | 1 + 5 = 6 (раз) - на стоимость I и II. 2. 48 • 6 = 288 (р.) - стоит вся покупка. ? р. ? р.
Запись условия с помощью схемы 50 км/ч | | | | | | | ? км ? км 650 км 5 ч
Запись условия с помощью таблицы V(км/ч) t(ч) S(км) I 50 5 ? 650 км II - 5 ?
Задача: Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника. Образец краткой записи и решения задачи: Дано: Длина –12 см Ширина – 6 см Р -? см S - ? см2 (12+6)*2=36 (см) - Р 12*6=72 (см2) - S Ответ: Р-36 см, S - 72 см2