Тест Люшера Проект воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 «Сказка» Варакиной Елены Викторовны
Автор теста – швейцарский психолог Макс Люшер Родился М. Люшер в Базеле (Швейцария) в 1923 году. Тест создавался в 1947-49 годах. Первая публикация с описанием теста Люшера вышла в 1948 году. Очень быстро тест получает широкое распространение в странах западной Европы и в США. В средине семидесятых прошлого столетия тест Люшера появился и в Советском Союзе.
Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущим психологическим состоянием. Четыре основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый особенно важны, так как они представляют собой основные психические потребности:
Основные психические потребности: синий — потребность в покое и удовлетворении, в глубокой привязанности. зеленый — в самоутверждении; красный — в активности и успехе; желтый — в эмоциях и общении.
Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет - окраска цветов, плодов, крови - отражение охотничьих инстинктов, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый -цвет травы, кустарников и деревьев - мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности.
Предпочтение, отдаваемое одной из модификаций цвета: черному, серому или коричневому, в большинстве случаев указывает на нарушение. Серый - отсутствие цвета - трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия, противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, Фиолетовый - красного и синего, характерен для творческих личностей.
Исследование Был проведён опрос детей средней группы МБДОУ «Сказка» и педагогов. «Какой цвет у вас самый любимый?» Было опрошено 25 детей и 15 педагогов. Получены следующие результаты:
Синий цвет выбрали 22%- детей, 19%-педагогов Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Общепринятое психологическое значение темно-синего цвета – покой. Это стремление к самопознанию, религиозность, созерцательная позиция, духовность, интроверсия, духовное саморазвитие, интеллектуальность, философичность, индивидуализм.
Зеленый цвет выбрали 13%-детей, 25%-педагогов Выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Отдающий предпочтение такому зеленому, может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения. Слова «поступай правильно и никого не бойся» - как раз о таких людях. Психологическим значением зеленого является также чувство собственной значимости, проявляющееся как уважение, достоинство, компетентность, авторитет. Это стремление расти, жить, действовать, деловая активность, стремление больше иметь.
Красный цвет выбрали 11%-детей, 25%-педагогов эмоциональная (пылкое, страстное воодушевление); любовь как покорение. Это и проявление власти. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе, агрессивное лидерство.
Желтый цвет выбрали 8%-детей, о%-педагогов Чистый желтый – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. Это поиск нового, стремление к общению. кипящие эмоции, как положительные, так и отрицательные, непостоянство, лёгкое отношение к жизни ( «порхающие мотыльки»), ощущение полной свободы и независимости.
Фиолетовый цвет выбрали 19%-детей, 0%-педагогов Фиолетовый получается при смешивании красного и синего. 75% детей во всем мире, не достигших зрелости, предпочитают фиолетовый. Фиолетовый является цветом перехода в мир, где доминируют эмоциональные ценности. Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, впечатлительности. Такое же восприятие реальности характерно для творческих личностей. Это фантазия, игра воображения, творческий цвет. Инфантилизм, нерациональное отношение к жизни, уход в мир фантазий. Предпочитают: дети, старики, беременные женщины, творческие и романтические натуры.
Чёрный цвет выбрали 24%-детей, 12%-педагогов Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни. Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Это оригинальность, непредсказуемость, противопоставление всему. Это сильный, негативизм, уход от реальности, особенность, уникальность, непохожесть на других,погружённость в себя, доминантность.
Коричневый цвет не выбрал никто из опрошенных Это физиологическое, материальное начало. Предпочитают люди с какими-то заболеваниями. Стремление к стереотипному поведению, к принятию чужой точки зрения.
Серый цвет выбрали 3%-детей, 12%-педагогов Это отсутствие цвета, ощущение усталости, чувство безысходности, скука.