ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА ШАЛАГИНА, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г. Пикалёво им. А. П. Румянцева
Леонид Владимирович Занков
Проблема: выбор приемов создания проблемных ситуаций на уроках. Объект исследования: технология проблемного обучения как интерактивная технология. Предмет исследования: приемы создания проблемных ситуаций. Цель исследования: знакомство с особенностями реализации проблемного обучения в условиях ФГОС. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«…обучающийся должен пройти тот путь, который уже прошел ученый, совершивший то или иное открытие в науке, обучающийся должен самостоятельно разбираться в проблеме, выдвигать гипотезы, искать ответы, ошибаться и снова искать…» Дж. Дьюи
Проблема сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта Проблемная ситуация – особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска знаний и способов действий.
Структура проблемной ситуации
Приёмы создания проблемных ситуаций (по В.И. Андрееву) сравнение, сопоставление фактов, явлений; экскурсы в историю открытий, изобретений; сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и тоже явления; постановка перед обучающимися вопросов, требующих: эксперимента, выдвижения гипотезы; поиска новых взаимосвязей между явлениями; объяснения одних и тех же фактов, явлений с позиции разных наук; побуждение обучающихся к предварительному обсуждению новых фактов; использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися заданий практического характера; ознакомление обучающихся с историческими фактами, на основе которых обучающиеся сталкиваются с проблемными ситуациями, имевшими место в процессе становления изучаемой ими теории.
Педагогические возможности проблемного обучения развитие эвристических и творческих способностей обучающихся создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающихся развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности обеспечение прочности приобретаемых знаний
продуктивность оригинальность мышления изобретательность умение увидеть проблему интуиция быстрота умственных реакций способность к догадке Главное – жизнь детей на уроке Л.В. Занков
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Метод проблемного изложения материала (моделирование) Частично-поисковый (эвристический) метод (экспериментирование, развивающая игра) Исследовательский метод (тренинг, экспериментирование)
НЕТ ДА «Да - нетки» В небе месяц и звезда – Значит, это полдень? Сохранить большой секрет Очень трудно, правда?
3 спички выложили на столе так, что получилось 4. Каким образом? «Задачи-ловушки»
Плыла 1 т железа. Как это могло быть?
Игра в случайность Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это могут быть: игральные кости, монетка (орёл или решка), бочонки «Лото», жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое. «Игра в случайность»
Глагол «Кроссенс»
Деловая игра «НИЛ» Приёмная комиссия Руководители лаборатории Исследователи Спикер
«Кластер» - приём графической систематизации материала «Концептуальное колесо»
Глагол Изменяется Часть речи Действие По временам Н.в. Что делать? Что сделать? Что сделает? Б.в. Пр.в. По числам ед.ч, мн.ч. Спрягается II спряжение I спряжение По лицам 1-е, 2-е, 3-е лицо
«Денотатный граф» - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
«Фишбон» - графический способ организации учебного материала
«Ромашка Блума» Вопросы-интерпретации Простые вопросы Уточняющие вопросы Оценочные вопросы Творческие вопросы Практические вопросы Анализ приемов технологии «Развитие критического мышления» с точки зрения формирования и развития УУД Проведем анализ приемов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией, развития навыков мыслительной деятельности, а также формирования и развития УУД учащихся. Результаты представлены в табл.1. Таблица 1 Сравнительный анализ приемов и стратегий технологии РКМ № п/п Название приема или стратегии, авторы Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС) 1 2 3 4 Данные приемы «работают» на стадии вызова и могут стать ключевыми для построения всех этапов урока. На стадии вызова ведущими являются: опора на собственный опыт, интерес к изучаемому и активное целеполагание. В терминах УУД (ФГОС) – это целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; умение планировать пути достижения целей; установка целевых приоритетов; выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Кроме вышеназванного, все приемы стадии вызова, помогают в формировании целого комплекса УУД. 1.1 «Верные и неверные утверждения» («Верите ли Вы?»). Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. После того, как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы. Ученик научится: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений; подтверждать гипотезы на основе изученной информации. познавательные 1.2 «Кластеры» Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений. Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». Ученик научится: •адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; •структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; регулятивные/познавательные 1.3 Прием «Выглядит как... Звучит как ...» Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с предложенным понятием. Ученик научится: работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. давать определение понятиям. познавательные 1.4 «Дерево предсказаний» (Дж.Белланка) Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Учащиеся строят предположения (гипотезы) по поводу развития сюжетной линии в рассказе или повести, «выращивают свое дерево» индивидуально, в парах, в группах. Ученик научится: • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. познавательные /коммуникаивные/ регулятивные 1.5 Таблица «Толстые и тонкие вопросы» По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Может быть использована на любой из трех фаз урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Ученик научится: • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; коммуникативные Данные приемы – приемы стадии осмысления. Задача этих приемов – организовать работу на этапе изучения новой информации (преимущественно – это работа с текстом). Важно, чтобы работа на втором этапе занятия была тесно связана со стадией вызова. Нельзя «забыть» о поставленных учениками целях, заданных вопросах, предъявленном опыте. Изучение нового материала «накладывается» на знания, опыт или вопросы, «вызванные» на первом этапе урока. На смысловой стадии урока через приемы технологии формируются следующие УУД. Ученик научится: основам рефлексивного чтения; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, освоит самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватному самостоятельному оцениванию правильности выполнения действия и внесению необходимых корректив; умению структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий и т.д. Кроме вышеперечисленных умений, приемы стадии осмысления помогают учащимся освоить целый спектр универсальных учебных действий: 2.1 Прием «Бортовой журнал» (Гудлат) Бортовой журнал – основной прием стратегии эффективная лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов – осмысление – рефлексия». Журнал – двухастная таблица, в которой учащиеся записывают свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом. Организация деятельности по изучаемой теме, путем заполнения таблицы: Что мне известно по данной теме Что нового я узнал из текста или: Предполо-жения Новая информация Ученик научится: • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь регулятивные/ коммуникативные/ познавательные 2.2 «Инсерт» (самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления) Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Значки для маркировки текста: “ √ ” - уже знал “ + ” – новое “ - ” - думал иначе “ ? ” - не понял, есть вопросы Ученик научится: • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий познавательные 2.3 Дневники: «двухчастный» Цитата/комментарии (Гудлат) Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Заполнение таблицы: Цитата Комментарии Ученик научится: • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. регулятивные,/ коммуникативные/ познавательные/ личностные 2.4 Чтение с остановками / «Ромашка Блума» (в основе приема таксономия целей Б.Блума) Общий алгоритм работы по данной стратегии: 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием "Чтение с остановками" используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Ученик научится: • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. познавательные Приемы стадии рефлексии. Это важнейшая стадия урока в технологии РКМ, именно на стадии рефлексии идет непосредственная работа по присвоению учащимися того интеллектуального инструментария, алгоритмов деятельности, форм взаимодействия и т.п., которые он осваивает на уроке (серии уроков) для достижения основных целей-результатов урока. Спектр формируемых на стадии рефлексии УУД зависит от целей урока. 3.1 Перекрестная дискуссия (Олверман) Основные этапы: Формулировка ключевого вопроса дискуссии. Составление таблицы для записи. Составление списка аргументов: 2-3 аргумента «за» и «против». Предъявление аргументов. Запись «чужих» наиболее значимых аргументов в таблицу. Формулировка вывода. Вопрос – проблема Да (за) Нет (против) аргументы 1. 2. 1. 2. Ученик научится: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию познавательные/ регулятивные/ коммуникативные 3.2 «Синквейн» (пятистишие, «белый стих») Отражение сущности темы (понятия) в пяти строках по определенным правилам индивидуально или в паре. Правила написания синквейна. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Ученик научится: • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. регулятивные/ познавательные/личностные 3.3 Эссе Эссе в технологии РКМ – это развитие способности к анализу, обобщению и целостному восприятию изучаемой темы, отражение сущности темы (понятия) в письменной форме. Эссе - жанр письменных работ. В технологии РКМ правила написания эссе таковы, необходимо в течение 10 мин писать без остановки на конкретную тему, выделить основные идеи. Используя эти идеи как стержень и отметая все лишнее, написать новое сочинение. Ученик научится: • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. познавательные, регулятивные 4 Таблицы в технологии РКМ могут быть использованы на разных стадиях урока. Графические, визуальные методы в технологии развития критического мышления не только помогают систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации, эти приемы делают зримыми процессы мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете. 4.1 Таблицы: а) «ПМИ» (Э. де Боно) прием «ПМИ» – таблица «Плюс–минус–интересно» либо модификация данной таблицы «ПМ?» – «Плюс-минус-вопрос». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления – П «+», отрицательные стороны явления – М «-» , а также информацию, которая просто заинтересовала – «И». Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста – «?». Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. Ученик научится: • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации понимать конвенциональный характер морали; личностные, познавательные 4.2 б) Таблица «З.Х.У.» «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (Д. Огл) Сложная таблица, содежащая следующие графы:»Знаю», «Хочу узнать», «Узнал», «Категории информации», «Источники информации». Алгоритм работы с таблицей "ЗХУ": - заполнение графы «Знаю» - запись известной информации по изучаемому вопросу эти в первой графе таблицы; - Заполнение графы «Источники информации», перечисление источников Вашей информации; - Систематизация имеющихся сведений до работы с основной информацией, графа – «Категории информации»(план узучения темы); - «Хочу узнать» - поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения; - Работа с новой информацией, чтение паранграфа (просмотр фильма, лекция учителя); - Ответы на вопросы, которые сами поставили, запись свои ответов в третью графу таблицы «Узнал»; - дополнение графы «Категории информации» новыми данными, полученными на стадии осмысления; Заполнение таблиц по мере сбора и систематизации информации. Знаю Хочу узнать Узнал Категории информации Источники информации Ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Научится: • основам рефлексивного чтения; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; регулятивные, познавательные 4.3 «Концептуальная таблица» Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение двух и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит."Линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики до и во время изучения темы: по горизонтали: то, что подлежит сравнению. по вертикали: черты и свойства, по которым происходит сравнение. Категории сравнения Факты Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения регулятивные/ коммуникативные/ познавательные 4.4. д) «Сводная таблица» (Дж.Белланка) Прием позволяет освоить за короткое время большое количество информации. Происходит обобщение и систематизация изученной информации. Категории сравнения – понятия, ключевые слова, темы… Линии сравнения – характеристики, по которым происходит сравнение. ."Линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики: Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4 Заполняется на стадии рефлексии. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций регулятивные/ познавательные 4.5. е) «Таблица-синтез» (Загашев И.О.) Синтез информации на всехэтапах урока. Возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом Заполнение таблицы: Ключевые слова Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) Почему эта цитата важна для меня (мысли) (до чтения) 1. 2. 3. (после чтения) 1. 2. 3. Или: Ключевые слова Толкование Выписки из текста Ученик получит возможность научиться: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты познавательные/ личностные/ коммуникативные 5. Организация групповой работы, «Обучение сообща» 5.1 Работа в группах а) «Зигзаг» Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган (работа с большим кол-вом информации, разные тексты) Прием основан на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, готовят презентацию и обучают других участников по каждой теме. Позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Рабочая» группа получает текст и просматривает его; Группе предлагается 5 разл. вопросов по данному тексту; «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные» группы; «Экспертная» группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» группы; Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы; Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории. Ученик получит возможность научиться: вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные 6. Приемы/стратегии решения проблем 6.1 Стратегия «IDEAL» - стратегия решения проблем при чтении текста Дж.Брэмсфорд Адаптация: Загашев И.О. Алгоритм работы со стратегией: I Выделите в тексте проблему. D Опишите ее (выявите ее суть). E Определите варианты подходов к решению проблемы. A Действуйте (решайте). L Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы. Ученик получит возможность научиться: • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; познавательные, коммуникативные 6.2 Стратегия «Fishbone» /Фишбон Модель постановки и решения проблемы. Стратегия позволяет описать и решить целый круг проблем. В процессе обсуждения и групповой деятельности над выявлением в текстовой информации проблем учащиеся графически оформляют результат работы: На «верхних костях» рыбы записываются проблемы. На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этих проблем. Ученик получит возможность научиться: • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка познавательные/ коммуникативные 6.3. Денотатный граф (Д.Х.Вагапова) Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Выделяется ключевое слово или словосочетание (как правило, имя существительное). Подбираются из текста глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам подбираются характеристики (выраженные прилагательными или другими частями речи). Образуется сочетание: ключевое слово – глагол - другая часть речи, характеризующие основные признаки ключевого понятия (граф дробится и разветвляется по мере работы с текстом). Ученик получит возможность научиться: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; познавательные/ коммуникативные 7. Письмо для развития критического мышления 7.1. Стратегия «RAFT» (в переводе с англ. плот) - стратегия письменной рефлексии тоже вниз Работа в данной стратегии предполагает выбор последующих действий: R Роли, которая выбирается писателем A Аудитории, для которой этот текст пишется F Формы T Темы Определяется время и ученик от имени своего героя (роли) для определения аудитории пишет речь/детектив/статью и т.д. по определенной теме. Ученик получит возможность научиться: • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. (личностные, познавательные, регулятивные) В данной таблице представлены разнообразные стратегии и приемы технологии РКМ, проанализированные с точки зрения формирования и развития универсальных учебных действий учащихся. Каждая из которых призвана решить достаточно определенные предметные задачи: формирование понятий, умение выделять основные аспекты в изучаемой информации, умение графически представлять результаты работы с текстом, умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации. Также указанные приемы и стратегии позволяют развить конкретные мыслительные способности и умения: анализ и синтез; обобщение и сопоставление; сравнение и систематизация самостоятельность мышления и др. Кроме этого, приведенные в таблице приемы и стратегии были проклассифицированы нами с точки зрения развития мыслительных способностей учащихся для определения целесообразности их выбора при работе с различными видами текстовой информации и развития УУД. Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. 4.По материалам: Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». – ИОО «Фонд Содействия», 1997. Критическое мышление – углубленная методика. Составители: Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. — М.: ИОО «Фонд Содействия», 1998. Заир-Бек С.И., Муштавинская. И.В. Технология развития критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004, 2011. Муштавинская И.В. Богатенкова Н.В., Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. — СПб.: ГУПМ, 2001.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов Толстые вопросы Тонкие вопросы Объясните, почему…? ПочемуВы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? На что похоже…? Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли?
«Идеал» И – идентифицируйте проблему Д – доберитесь до её сути Е – есть варианты решения А – а теперь - за работу! Л – логический вывод
Лист ИДЕАЛ для решения проблемы Какую главную проблему Вы должны решить? Какой важной информацией Вы располагаете? Что еще Вы знаете, что помогло бы решить проблему? Какая информация еще необходима? 4. Каковы три главных способа решения проблемы? 5. Какой из выбранных Вами способов лучший? Почему?
«INSERT» – особая маркировка текста I – interactive - самоактивизирующая N – nothing - маркирующая S – system - система E – effective – для эффективного R – reading and – чтения и T – thinking - размышления
«V» Уже знал «+» Новое «-» Думал иначе «?» Не понял, есть вопрос
«Синквейн» – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Глагол Имя прилагательное Имя прилагательное Глагол Глагол Фраза из 4 слов Имя существительное Имя существительное
«Бортовой журнал» – способ визуализации материала. Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
«Знаю – Хочу узнать – Узнал» - способ развития рефлексивности в процессе познания Набор рефлексивных вопросов: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача? Нельзя иначе? Что в изученном сегодня для вас главное? Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими? Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? 8. Были ли моменты недовольства собой? 9. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? 10. Почему вы выбрали именно эти задания? 11. О чем хотелось бы поговорить поподробнее? 12. Что бы вы хотели посоветовать своему педагогу? 13. Заметили ли вы свои успехи в…?
Диагностика качества обучения моих обучающихся
Достижения обучающихся
Спасибо за внимание!