Творческая самореализация педагога и обучающихся о некоторых аспектах проблемы
Творчество педагога - важнейший признак педагогической культуры В.А. Караковский
Фасилитативная функция выражается уже в самом качестве взаимоотношений учитель-ученик, которые строятся на эмпатическом, безоценочном положительном принятии учителем подростка. Эмпатическое понимание связано со способностью учителя понять реакции ученика, не отгораживаться маской наставника, а общаться искренне, открыто выражать свои чувства.
К.Роджерс: « принять ученика- это активно выразить ему доверие и уверенность в его человеческих возможностях».
Совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670).
Уровни инноваций: 1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность; 2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий; 3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Этапы творческой педагогической деятельности: возникновение замысла; его проработка и преобразование в идею – гипотезу; поиск способа воплощения замысла и идеи.
Уровни педагогического творчества Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других учителей. Оптимизация деятельности на занятиях, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения. Использование творческих возможностей живого общения с воспитанниками. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса или группы.
Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества педагога.
Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).А.К.Маркова, "Психология труда учителя"
Условия педагогического творчества: - временная "спрессованность" творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, "цейтнота"); - сопряженность творчества педагога с творчеством обучающихся и других педагогов; - отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; - атмосфера публичного выступления; - необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Уровни педагогического творчества: уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования; эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком; высший уровень (личностно-самостоятельный)
Варианты сотворчества педагогов с детьми: педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя); педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей); педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников (В начале деятельности - общий подход к "массе детей". В дальнейшем - изучение детей, их нюансов, индивидуальный подход: оставалась ночевать, чаепития, беседы, ненавязчивые разговоры, уточнение темы, сюжеты); педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров
Условия развития творческой индивидуальности педагога: - обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности; - переживание конфликтов; - способность к рефлексии; - организация самопознания профессионально-личностных качеств; - использование совместных форм деятельности; - широкое включение и вовлечение в различные виды профессионально-нормативных отношений; - предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
«У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».
Качества творчески работающего педагога: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя
Педагогический идеал: - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Профессиональное саморазвитие педагога: "Он (учитель) лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием" (Дистервег А. Избр. пед. соч. - М.,1956. - С. 74).
Мотивы и источники профессионального саморазвития педагога потребность в самосовершенствовании. Выделяют внешние источники (требования и ожидания общества) уровень сформированности самооценки самоанализ. самообразовательная работа педагога.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Уровни профессионального роста педагога Нулевой уровень – слабая методическая подготовка1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников2-й уровень – применение новых технологий обучения.3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части7-й уровень – создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. (И. Щербо)
Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
…на любом этапе образования с целью развития творчества необходимо решать три группы проблем: -распознавание способности к творчеству;-стимулирование внутренней мотивации к процессу творчества,-воспитание ценностей (эстетических, нравственных, творческих),-создание творческой атмосферы для воспитания, трудовой и научной деятельности.
Эвристическое обучение эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристика – наука об открытии нового. Дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности.
Потребности саморазвития личности обучающихся: В самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора)В самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил)В защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность)В самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка к адаптации в социуме, социальные пробы).
"Творчество - способ существования личности; только в творчестве осуществляется личность, и отсутствие творчества означает отсутствие личности" А.А.Никифоров
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!