Лекция №6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА
ПЛАН Программы по русскому языку. Средства обучения русскому языку. Особенности действующих учебников по русскому языку.
ПРОГРАММЫ- это государственный документ, определяющий содержание и объём обучения предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих обязательному усвоению учащихся каждого класса.
ПРОГРАММА Объяснительная записка- это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по р.я.: цели, задачи, состав, место предмета, средства, преемственность. Собственно программа- компонент, определяющий состав курса и последовательность изучения частей.
ТИПЫ ПРОГРАММ Линейная (последовательное изучение разделов) Линейно-ступенчатая (деление материала в виде ступеней)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ- Это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Основные (для всего учебного процесса) -школьный учебник -учебные материалы (справочники, словари, сборники упр.) -наглядные пособия Неосновные (для отдельных сторон учебного процесса) раздаточный материал слайды, диапозитивы, презентации видеоматериал
Школьный учебник- это специальная книга, излагающая основы научных знаний и ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧЕБНИКА Информационная Трансформационная Систематизирующая воспитывающая
СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ «Стабильные» учебники Комплекс В.В.Бабайцевой Комплекс под ред.П.А.Леканта и М.М.Разумовской
«СТАБИЛЬНЫЕ» УЧЕБНИКИ Теория+практика+р/р Индуктивный (5 кл.) +дедуктивный (6-9кл.) путь Акцент на выработке умений Решает задачу индивидуализации обучения Обеспечивает систему повторения Снабжён наглядными и справочными материалами
КОМПЛЕКС В.В.Бабайцевой 3 части: «Теория», «Практика», «Русская речь»
НОВОЕ В ТЕОР.МАТЕРИАЛЕ Прич. и дееприч. – самост.части речи ть – суффикс -л- не входит в основу Сочинительная связь Понятие инфинитива
ПРАКТИКА Дифференциация понятий «задача» и «упражнение» Разборы 1-7 (5 – лексический,6 – орфографический, 7 – пунктуационный)
РУССКАЯ РЕЧЬ Теоретич.сведения о речеведческих понятиях и речевых жанрах Дифференциация заданий по степени трудности Связь с литературой
Комплекс Леканта-Разумовской Линейное расположение материала В центре внимания – текст Функциональный подход к описанию фактов языка