Государственный контроль (надзор) : Вид экспертизы образовательных систем Ольга Сергеевна Волкович, заместитель начальника отдела надзорно-контрольной деятельности департамента образования Ярославской области
Типология экспертизы в образовании Какие существуют экспертизы в образовании? Сегодня оценка эффективности системы образования является одной из ключевых проблем в практике управления, в формировании и реализации образовательной политики; необходимость в качественных экспертных процедурах возрастает с развитием инноваций в сфере образования. По выполняемой функции экспертизы делятся на монофункциональные и полифункциональные, которые в результате представляют целевую направленность экспертизы и в свою очередь подразделяются на: контрольные, оценочные, диагностические,
Типология экспертизы в образовании Какие существуют экспертизы в образовании? прогнозные, конфликтные. В зависимости от поставленной цели экспертизы могут иметь самое разнообразное сочетание целевых функций, например, оценочно-контрольные, диагностико-прогнозные, конфликтно-диагностикопрогнозные, контрольно-конфликтные и др.
Контрольная экспертиза Функция контроля выдвигается на первое место в экспертизах инновационных проектов, материалов и инновационной деятельности, в современной социальной, экономической, экологической экспертизе и ряде других. Основой данного вида экспертиз являются законодательные акты, нормы, нормативные документы, стандарты и правила. Экспертиза базируется на очень важном в развитии общества принципе — принципе ограничений. Несмотря на безусловную необходимость контрольного вида экспертиз, они имеют один существенный недостаток: как правило, нормы несут в себе эффект «запаздывания» (отстают от развития науки) и далеко не всегда соответствуют многообразию природных и социальных условий.
Контрольная экспертиза Контрольная экспертиза осуществляется в различных формах, в том числе в форме федерального государственного контроля (надзора). Эта государственная функция включает в себя: федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования федеральный государственный контроль качества образования.
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории (государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования,государственный контроль качества образования); лицензирование образовательной деятельности;
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ государственная аккредитация образовательных учреждений; подтверждение документов об образовании, учёной степени, учёном звании; контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
Правовые основания осуществления государственной функции Закон Российской Федерации \"Об образовании\" от 10.07.1992 года №3266-I Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Положение о Департаменте образования Ярославской области, утверждённое постановлением Администрации области от 31.01.2007 № 29 «О создании департамента образования Ярославской области» Постановление Правительства Ярославской области от 25 февраля 2009 года №142-п «Об уполномоченном органе исполнительной власти Ярославской области, осуществляющем полномочия Российской Федерации в области образования, и внесении изменения в постановление Администрации области от 31.01.2007 № 29»
Правовые основания деятельности департамента Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184 Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174
Виды проверок Плановые (не чаще чем 1 раз в три года) Внеплановые (основания: истечение срока исполнения ранее выданного предписания, поступление информации от ОИВ, ОМС, СМИ о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан, нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); приказ директора департамента образования, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования виды, предмет и срок проведения проверок Выездные Документарные Предмет плановых и внеплановых проверок : - соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования предмет внеплановых проверок также выполнение предписаний об устранении нарушений Максимальный срок проведения проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования мероприятия по контролю анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок) в части: - соблюдения процедуры приёма, отчисления обучающихся из образовательного учреждения; - соблюдения прав обучающихся; - хранения, выдачи и учёта бланков документов государственного образца об образовании; - проведения государственной (итоговой) аттестации; - оказания платных дополнительных образовательных услуг;
Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования мероприятия по контролю Анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов (при проведении выездных и документарных проверок) Анализ наличия и достоверности информации, размещённой образовательным учреждением на официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль качества образования Предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников проверяемых организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям Предметом внеплановых проверок также является выполнение проверяемыми организациями предписаний департамента образования о приведении содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями.
Мероприятия по контролю анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемой организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса
Мероприятия по контролю экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ; – анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников проверяемой организации;
Результаты проверки Результаты проверки оформляются актом, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке (в случае их привлечения к проведению проверки) На основании акта проверки и экспертных заключений составляется отчет о проведении проверки, который утверждается директором департамента образования. В отчете о проведении проверки указываются нарушения, выявленные при проведении проверки, и меры, которые необходимо принять в отношении фактов таких нарушений и совершивших их должностных лиц
Результаты проверки По результатам проверки департамент образования принимает меры, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание и его исполнение Если предписание не исполнено проверяемой организацией (в том числе если отчёт об исполнении предписания не представлен в департамент образования до истечения срока, указанного в предписании, или представленный отчёт не подтверждает исполнение в установленный срок предписания), то департамент образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Предписание Если предписание не исполнено аккредитованной проверяемой организацией, то департамент образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, реализуемых в этой проверяемой организации и (или) её филиале, на срок, не превышающий шести месяцев
Благодарю за внимание