Российская школа: оптимистическая модернизация
Привычные стратегии модернизации«Что у нас плохо?» Стратегия 1. Трансформация системы в целом – исправление институтовСтратегия 2. Ликвидация отставания – целевые программыА. Направления реализации стратегии в постсоветский период:механизмы финансирования, включая оплату трудаструктура управлениястандарты для всех дисциплининструменты измерения качества образования: ЕГЭ, ГИАБ. Особенности реализации:реформирование «сверху вниз»: администрирование - основной ресурс,трансформации носят тотальный характер, не учитываются локальные особенностииспользование новых институтов требует новой культуры - накапливается «усталость» от измененийинформатизациявведение новых предметов: экономика, правопрофильное обучениетребует проектного подхода с жестким управлением,необходимы значительные ресурсные вложенияНеобходимо обновление учительского корпуса
Стратегия развития сильных сторон«Что мы можем делать хорошо?» А. Направления реализации стратегии – в которых российское образование имеет сравнительные преимущества и перспективный потенциал, отвечающие приоритетам модернизации страныкоторые могут стать «зажиганием» и двигателем системного обновленияявляющиеся глобально конкурентоспособными (отвечающие на глобальные вызовы) Б. Особенности реализации:используется уже существующий потенциал – не надо строить с нуля,есть инициатива «снизу» - не требуется административного давления, распространение образовательных технологий «по горизонтали»,нет конфликта со сложившимися традициями и культурой, нет сопротивления и имитацииобновление системы образования происходит легче и дешевле
Международные исследования о качестве российского образования В среднем образовательные достижения российских школьников по всем исследованиям сравнимы или превосходят аналогичные показатели стран с таким же уровнем ВВПРоссия опережает большинство стран мира, включая самые развитыев области сформированности читательских умений выпускников начальных классов (PIRLS 2006) по качеству академического математического и естественнонаучного образования (TIMMS 2007)по качеству подготовки будущих учителей начальной школы и математики (TEDS) Россия входит в число мировых лидеров по показателям доступности школьного образованияВ целом российская система школьного образования относится к категории «неплохих – хороших» по классификации МакКинзи и имеет потенциал, чтобы стать отличнойВместе с темв основной школе не удается закрепить хорошие результаты начальной школы – российские старшеклассники отстают от лидеров в применении знаний в области чтения, математики и естественных наук (PISA 2009)в российских школах аномально много детей, не осваивающих базовую программу и недостаточно школьников, показывающих высшие результаты
Какими традиционными преимуществами обусловлены успехи российской школы? Математическое образованиеРазвивающее обучение в начальной школеГрамотность и чтение классикиТехнологии поддержки отстающихКоллективные воспитательные практикиВыдающиеся инновационные (авторские) школыВнешкольная работа с одаренными и мотивированными детьми
Как модернизировать школьное образование, опираясь на конкурентные преимущества? Этап 1. Поиск и разработка перспективных образовательных технологий в конкурентоспособных направленияхУчастники: ведущие университеты , инновационные школы и экспериментальные площадкиЭтап 2. Продвижение инновационных технологийУчастники: инновационные сети, институты подготовки педагогов
Инструменты модернизации на основе конкурентных преимуществ Вертикально-горизонтальный механизм экспериментальных площадок, соединенных в инновационные сети с участием исследователей и разработчиков ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: развитие исследований и разработок на базе ведущих университетов, разработка новых учебных и методических материаловширокое международное партнерство в области исследований и разработок, включая создание международных коллективовинкубаторы и экспериментальные площадки, ориентированные на апробацию, оценку эффективности и распространение новых технологийдополнительная (в том числе конкурсная) поддержка успешных учителей, использующих эти технологии обновление содержания подготовки учителей и менеджеров образованияфинансовая поддержка экспериментальных площадок «длинными грантами» конкурсная поддержка региональных проектов распространения новых технологийизменение содержания олимпиад, ЕГЭ и других элементов системы оценки качества образования для отражения эффектов новых технологий
Как следует изменить нормативную базу? Нормативное закрепление инновационной и экспериментальной деятельности в образованииУкрепление кооперации инновационных школ и ведущих университетов (вплоть до объединения)Нормативное оформление финансовой поддержки педагогов и школ, ведущих инновационную и экспериментальную деятельностьНормативное закрепление государственной поддержки внешкольной работы с одаренными и мотивированными школьников, в том числе проводимой организациями некоммерческого сектораНормативное закрепление возможностей зачета образовательных достижений из внешкольных или дистанционных программ
Новые национальные проекты Математическое образованиеПоддержка целостных инновационных школьных проектов (особенно массовых школ в трудных условиях)Российская классическая литература и развитие письма и чтенияРазвитие мышления в школе (развивающее обучение)Дополнительное образование по математике, технологиям и естественным наукам