Имиджирование образовательных учреждений с использованием информационных технологий
Причиныреорганизации экономического поведения ОУ: изменение российской макросреды привело к изменению формы финансирования - бюджетное сменилось смешанным, в котором все большую роль занимает зарабатывание денег на рынке образовательных услуг Руководство образовательных учреждений вынуждено заняться изучением спроса и продвижением своих образовательных услуг, искать другие коммерческие источники. Успешность каждого образовательного учреждения сегодня, его конкурентоспособность, востребованность на рынке образовательных услуг определяется не только качеством обучения и воспитания в нем, но и эффективной системой коммуникации на рынке образовательный услуг.
Использование маркетинговых коммуникаций С их помощью осуществляется процесс передачи информации об образовательном учреждении, оказываемых им услугах, их качественных показателях различным целевым аудиториям: родителям, представителям органов управления образованием, исполнительной власти, средствам массовой информации. К основным инструментам маркетинговых коммуникаций относятся различные средства представления учреждения и результатов его деятельности: рекламная печатная продукция, пресс-релизы, статьи и реклама в СМИ (интернет), акции, проведение выставок и участие в них и др.
Использование маркетинговых коммуникаций В рамках этого процесса каждое образовательное учреждение получает возможность позиционировать себя, продемонстрировать свою индивидуальность, которая транслируется через определенный стиль и уникальный набор признаков, по которым ОУ быстро и безошибочно распознается потребителями образовательных услуг. Именно позиционирование, как маркетинговая стратегия, позволяет учреждениям образования занять выгодное положение в сознании и психологии профессионального сообщества и потребителей, и с другой стороны помогает произвести внешнюю оценку качества образования.
Для успешного позиционирования на рынке образовательных услуг особое внимание учреждениям необходимо уделять формированию привлекательного имиджа, бренда и позитивной репутации.
Для создания объективного образа образовательного учреждения необходим постоянный обмен реальной информацией, доступный для всех участников образовательного процесса и общественности. Такую коммуникативную функцию может выполнять сайт образовательного учреждения.
Зачем мы вступаем в коммуникацию? Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы: предупредить других людей информировать других людей объяснить что-либоразвлечь описать что-либо убедить кого-либо
Последовательность получения сообщения
Понимание зависит : от качества содержанияот знания языкаот адекватности и грамотности текста, от особенностей восприятия адресата
Понимание зависит : от похожести текста на прежде знакомые помогает опознанию содержания в целом и, таким образом, способствует пониманию и осмыслению. в то же время уровень сложности текста должен быть не слишком низким (в этом случае будет недостимуляция), но и не слишком высоким (в этом случае возможна перестимуляция).
Индивидуальность ОУ – основа для формирования имиджа Индивидуальность образовательного учреждения составляют:во-первых, официальные, «опознавательные» характеристики, своеобразный «паспорт» учреждения (место расположения, название, вид и т. д.); во-вторых, совокупность особенностей и ресурсов учреждения. Это кадровые, образовательные, исторические особенности и ресурсы (традиции); организационно-правовые, информационные ресурсы; экономический потенциал; в-третьих, образовательные программы, технологии, подходы к обучению и воспитанию, рейтинг в образовательном сообществе, информация, уровень и качество руководства, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса и многое другое.
Имидж учреждения Это уникальный набор ассоциаций, мнений и чувств, существующий у потребителей образовательных услуг, представителей педагогического сообщества по отношению к данному учреждению. Имидж учреждения — очень разноплановый, эмоционально-окрашенный, зачастую поверхностный его образ, который складывается в сознании людей, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Имидж В психологии имидж трактуется как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании»[1]. Маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом». «Имидж объекта – это мнение рационального или эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике – сфере сознания и/или в сфере подсознания определенной (или неопределенной) группы людей на основе образа, сформированного целенаправленно или непроизвольно в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного с целью возникновения аттракции – притяжения людей к данному объекту»[2].
Центральным понятием в анализе цели формирования имиджа является аттракция[1]. В основе механизма аттракции лежит известная в биологии стратегия поведения любого живого существа – стремление к максимизации наград и к минимизации наказаний. Суть этой стратегии:человек (иной живой организм) всегда стремится туда и к тому, где и от кого он получает «награды» в виде положительных эмоций, чувства приятного, ощущения удовлетворения потребностей;человек всегда стремится избегать ситуаций и объектов, от которых он получает «наказания» в виде отрицательных эмоций, неприятных ощущений, неудовольствия, неудовлетворения потребностей.[1] Аттракция – (от франц. «attraction» - притяжение и лат. «attacho» - притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее - чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации.
Имидж Имидж – это наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности. Это всегда символический образ объекта, основанный на результатах обработки информации. Наш имидж, как картинка нас в глазах других, в ряде случаев становится важнее нас самих.
Имидж образовательного учреждения Потенциальный потребитель хочет узнать из рекламы не только то, чему его будут учить и какую специальность он получит, но и какова будет выгода и его место на рынке труда после инвестирования денег в образование, а также почему именно в этом образовательном учреждении ему следует учиться.
Имидж Соответствие между представлением, которое учреждение хочет создать о себе у потенциального клиента, и представлением об учреждении, которое существует у потенциального клиента.
У данного определения есть две выраженные части : активные действия учреждения по формированию и адекватному восприятию своего «лица»; собственно «отражение» лица учреждения в «зеркале» клиента. При этом, естественно, представления учреждения о себе и представления клиента об учреждении могут не только не совпадать, но и быть крайне далеки друг от друга.
Последовательность создания имиджа Определение реальных характеристик организации - выделение всех достоинств и недостатков учреждения. Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг. Выделение достоинств, важных для типичных клиентов. Формирование социальных характеристик учреждения, которые привносятся самой организацией в общественное мнение. В конечном счете, это приводит к формулированию миссии
Миссия университета американской корпорации "Моторола" приоритетами корпорации в бизнесе являются технологии и продажи"Быть катализатором изменений и непрерывного улучшения обеспечения целей корпорации. Мы гарантируем нашим клиентам наилучшие ценности, самое передовое обучение, образовательные решения и системы для развития лучшей мировой рабочей силы".
Высокая репутация ОУ в России стаж и опыт работы в сфере образования; известность в профессиональных кругах и среди общественности; репутация руководителя организации, профессионализм руководства; перспективы профессионального развития образовательного учреждения; востребованность выпускников на рынке труда, уровень их зарплаты и карьерного продвижения;
Факторы, важные для потребителя Уровень будущей заработной платы, уровень стипендии в процессе обучения, возможность снижения оплаты, бесплатность или льготный порядок приобретения различных услуг (медицинского обслуживания, отдыха, получения дополнительных знаний и специализации и др.)Будущее высокое профессиональное и социальное положение, общественное признание, престижность образовательного учреждения, известность научно-педагогических кадровПерспективы международных интеллектуальных связей, возможности общения с иностранными студентами и преподавателями, обучение и прохождение практики за рубежом, международное признание диплома образовательного учреждения или получение сразу двух дипломов(отечественного и иностранного), соответствующие возможности трудоустройства
Факторы, важные для потребителя Высокий уровень знаний, приоритет активных методов обучения, индивидуальный подход к обучающимся, возможность личного выбора программ, изучаемых курсов и участие в их формировании, уровень кадрового, учебно-методического, библиотечного, программного, технического, коммуникативного обеспеченияСоответствие требованиям предпочитаемого стиля жизни: самостоятельность, независимость, уверенность в завтрашнем дне, интересное окружение, возможности культурного и профессионального роста, самовыражения, досуга, отдыха, решения других проблем личности
Составляющие имиджа отношение сотрудников организации к обучающимся; уровень профессионализма, известности преподавателей, их требовательность; мнение студентов об организации учебного процесса, уровне преподавания; территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения; профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг; открытость и интегрированность учебного заведения.
Важно Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Первый вывод, если мнения сторон совпадают - эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями желаемый результат не достигается. Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.
Адресные группы Внешний имиджРодители абитуриентовАбитуриентыРаботодателиНезанятое населениеВнутренний имиджСотрудники учреждения
Необходимые требования к сайтам: Визуально привлекательный образОриентация на адресную аудиторию Удобная навигация по сайтуГрамотная «раскрутка»(большое количество кодовых слов для поисковых систем)Постоянное обновление;Информация формирующая эффективный имидж образовательного учреждения