Проект ПРИЛОЖЕНИЯ к Методическим рекомендациям по написаниюобразовательных программ дополнительного образования детей
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дополнительная информация, которую нужно отразить в Пояснительной записке:авторство;уровень освоение программы.
Классификация программ по степени авторства:Типовые. Примером являются программы Министерства образования РФ.Модифицированные, адаптированные, скорректированные, предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др. В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы.Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом.Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» сказано: «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения». Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам
Классификация программ по уровню освоения*Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы.Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.*В требованиях 2006 г. этот пункт не указан, однако при разработке авторских программ он необходим.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области. При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов. Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте. Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина): компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются:степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004):в выполняемых действиях;в осуществляемых операциях;в совершаемых поступках и формах поведения;в формулируемых суждениях и оценках;в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;в ситуациях взаимодействия и диалога.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Образовательная программа дополнительного образования детей кроме монопрофильной, может быть интегрированной или комплексной. «Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи. Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).
Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться. По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ:совместной деятельности педагогов;совместной деятельности детей (программы детской деятельности);совместной деятельности детей и педагогов.
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ.По масштабу деятельности:Внешнего сотрудничестваВнутреннего сотрудничестваПо целям и задачам:ОдноцелеваяМногогцелеваяПо содержанию:ОднонаправленнаяКомплекснаяПо системообразующему фактору:Учебно-предметной ориентацииПроблемно-тематические (сквозные)
Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры:Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции.Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.
Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения. В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах. КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.
Пакет документов по комплексной образовательной программе, состоит из трех основных компонентов структуры:Пояснительная записка КП, отвечает на все указанные вопросы, описывает концептуальную модель, по которой происходит объединение дополнительных образовательных программ в единый комплекс, формулируем надпредметную цель и задачи КП, выделяет элементы, которые подлежат наблюдению и оценке, описывает специфику образовательных маршрутов обучающихся со всеми возможными вариантами или примерами вариантов с комментариями. Структура пояснительной записки КП аналогична структуре пояснительной записки дополнительной образовательной программы, описанной выше. Дополнительно в пояснительной записке к КП могут прописываться летние формы работы с обучающимися, характеристика образовательной среды, необходимой для реализации программы, социальные связи, как составляющие среды, требуемое материально-техническое и каровое обеспечение и др. компоненты среды.
Учебного плана (планов) комплексной образовательной программы (см. раздел УТП).Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в КП - функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для образовательных программ требованиям. Цель и задачи всей КП должны быть согласованы с целью и задачами в пояснительных записках к образовательным программам по каждому предмету, повторять или дополнять друг друга, выстраивая стратегические шаги, направленные на решение общей цели.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Направленности дополнительного образования.Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина); Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья; Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек-природа);
Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции; Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.
Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек-машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования; Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Глоссарий. МЕТОД – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.КОНЦЕПЦИЯ - обобщенный замысел, система взглядов на какое-либо явление, процесс. Единый определенный замысел того или иного вида деятельности.ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения, воспитания в интересах развития личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством (программой) образовательных уровней.Приёмы и методы организации образовательного процесса. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:Вербальный (словесный) устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.; наглядный -показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.; практический - тренинг, упражнения, лабораторные работы и др..
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; коллективный - организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек); коллективно-групповой - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение; в парах - организация работы по парам; индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приём - конкретное применение определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Возможно использование формы как приема.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Таблица №1 «Формы выявление, фиксации, предъявления результатов». Цит. по Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007.
Список литературы:Журнал «Внешкольник» №12, 2004 г.«Дополнительное образование» №2, 2006, с.14.Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995.Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, 2008Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб 20-24 марта 1995 года. СПб. 1995.Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000гИнтеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль 2003.Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.
Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2001Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-М., 2002.Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно-методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва.Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск №6. СПб. 2007Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб. 2003.Журнал «Методист» №4 2007, с.11.Журнал «Методист» №5 2007, с.11.Школьные технологии №2 2007, с.97, и № 3 2007, с.39Народное образование №5 2006, с.77, и № 5 2007, с.153 Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб. 2005.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб 200516. Евладова Е.Б., логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС, 2002.