Рабочие программы дисциплин и практик:о проблемах формирования пакета ООП
В презентации использованы материалы примерной ОПП по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», материалы, размещенные на сайте УМО РГГУ, а также Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов
Цель данной презентации: Обозначить важнейшие проблемы, которые возникают при проектировании рабочих программ дисциплин и практик.Предложить некоторые пути решения, опробованные при проектировании ООП по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»
В ООП ВПО должны быть приведены: рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин, как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента;рабочие программы учебных и производственных практик.
Проблема №1 Большой объем работы – в короткие сроки
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик составляют содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов. Вывод: начинать необходимо немедленно!
Исходные данные для процесса проектирования: действующие рабочие программы дисциплин и практик;ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки;компетентностная модель выпускника ВУЗа по соответствующему направлению подготовки;компетентностно-ориентированный учебный план;общая структура макетов рабочих программ дисциплины (модуля), практик.
В процессе проектирования:
Проблема №2 Убедить авторов программ в том, что «перенастраивание» имеет принципиальное значение и не ограничивается «косметическим» редактированием
Стандарты третьего поколения стандартизируют результат образования, а не его содержание Вывод: необходимо вовлечение педагогов в процесс проектирования, координация усилий
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик: достраиваются в части ожидаемых результатов образования;переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.
Результаты образования – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ОПП в целом)
Структура программы: Цели освоения дисциплиныМесто дисциплины в структуре ООП бакалавриата/магистратурыКомпетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныСтруктура и содержание дисциплиныОбразовательные технологииОценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации…Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныМатериально-техническое обеспечение дисциплины
Проблема №3 Необходимо овладеть современными методами проектирования программ
Способ решения проблемы: КПВ, самообразование, обмен опытом
Описание результатов как достижение целевых норм: Знает…Умеет…Владеет…Необходимо:установить пороговый уровень;подобрать соответствующие глаголы;понимать, как мы этого достигнем;найти форму оценки результата.
Таксономия целей обучения Б. Блума
Метод оценки успешности обучения: Знание:Студент «знает», если умеет рассказать, показать, назвать, дать определениеПонимание :Студент должен описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другомуИспользование:(третий уровень)Подразумевает, что студент знания может применить, привести примеры и иллюстрации, решить задачуАнализ и синтез:Анализ подразумевает выделение частей, признаков, определение общего и различий.Синтез – это создание нового из имеющихся частейОценка:Студент может представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Это уровень, на котором вырабатывается отношение студента к изучаемому материалу, формируется его субъектная позиция
Таксономия Блума неоднократно подвергалась критике различными учеными, поскольку в ней происходит смешение конкретных результатов обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез…)
Пример проектирования: Отечественная историяВ результате обучения студент долженЗнать:основные факты, явления и процессы, характеризующие…Уметь:Искать историческую информацию в источниках разного типа…Владеть:способностью критического осмысления общественных процессов и ситуаций…
Образовательные технологии: Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги и пр.) в сочетании с внеаудиторной работой (встречи с работодателями, мастер-классы экспертов и специалистов)
Традиционные формы проведения занятий (например, лекции): Знание в готовом видеИнновационные, стимулирующие познавательную активность:игровые процедуры, дискуссии;неигровые процедуры: анализ конкретных ситуаций (метод кейсов) и др.
Могут быть использованы для формирования: Знаний: самостоятельный поиск информации, дискуссии, семинары, лекции, круглые столы,…Умений: лабораторные работы, практики, курсовые проекты, игровые процедуры, кейсы, исследовательские заданияНавыков: эссе, рефераты, упражнения, кейсы, разыгрывание ролей, игровые процедуры, дипломные проекты
Средства и технологии оценки: контрольные работы;коллоквиумы;тестирование;зачет / экзамен;защита курсовых проектов;защита отчетов по практике и пр. …
Каким образом оценить достижение следующей компетенции: «Способен использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия…»Проявление компетенции:Способен требовать от руководства создания надлежащих условий для хранения музейных коллекций (ролевые игры – обучение; измерительные кейсы – оценка)
Кейс-измерители: Задание в виде описания практической проблемы, отражающей жизненную ситуацию. Нет однозначности решения.Может служить тестом навыков критического мышления
Внимание к оценочным средствам вызвано тем, что стандартизируется результат, а не содержание образования. Необходимо: анкетирование студентов 1 курса! отзывы работодателей о работе выпускников за первые два года!
Возрастает значение самооценки студента (учебное портфолио) портфолио - это индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период...
«портфолио»обучающихся «портфолио»работ«портфолио»документов«портфолио»отзывовзачетнаякнижка
Наименование компетенции: способен к инновационной деятельности