Научно-методические особенности программы Intel ® «Обучение для будущего», анализ и перспективы ее проведения
« Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»(Чарльз Дарвин)
Перемены в школах необходимы Системы образования не могут более основываться просто на запоминании ограниченного объема базовой информацииНа первый план в разработке новых педагогических концепций выходят не компьютерные и Интернет-технологии – они лишь АБСОЛЮТНО необходимое средство реализации образовательных целей, а обучение тому, КАК учиться, КАК думать, и изучение новых педагогических методов и приемов, способных многое изменить в получении качественных знаний каждым учеником, вне зависимости от социального положения и места пребывания. Обучение все больше становится не тем, что нам могут дать какие-то люди (учителя), а все быстрее превращается в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выполняемое учащимися. Учащиеся не просто должны узнавать больше, осознавая смысл и цель того, что они делают, но и получать более полное представление о мире, в который они попадут после окончания обучения.
Перемены в школах необходимы По результатам последнего международного тестирования 15-летних подростков PISA выяснилось, что российские школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи "по образцу". Программа "Обучение для будущего" в России помогает учителю освоить те новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению качества получаемых знаний
«Радость, с которой я сам познаю мир, побуждает меня учить других» (Сенека)
Особенности курса обучения учителей Intel: Курс был разработан педагогами и психологами США с акцентом на создание УМП для урока по предмету с помощью компьютерных технологий, где учитель – главное действующее лицоВ мире курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, развиваясь в них – меняется самВ России курс синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий, главным действующим лицом стал учащийся.
Основу курса обучения учителей в России составляет: 40-часов10 модулейпроектная методика, организация самостоятельных исследований школьников индивидуально и в группе, организация сократической беседы (умения задавать вопросы) и «критериальный» подход к оценке уровня получаемых учащимися знаний
Рекомендации учителям: Учителям при разработке (организации и проведении) учебных проектов по своему предмету рекомендуется учитывать:периодичность проведения учебных проектов по предмету - 1-3 в году,при выборе учебных тем для проектов – выбирать обобщающие темы, те, которые проходят в конце четверти/полугодия,работу проводить в малых группах - 3-5чел.,организовывать общение и взаимодействие учащихся, которое должно полностью отвечать требованиям эффективной групповой работы,использовать различные источники информации, подводить итоги и проводить «защиту» результатоворганизовывать рефлексию учащихся.
Рекомендации учителям: Выступая «от имени ученика», учителя в процессе обучения: Придумывают вопросы для собственных исследованийФормулируют гипотезу исследованияВыбирают методы (теоретические, экспериментальные)Планируют ход исследованияВыбирают источники информации с учетом требований авторского праваПроводят наблюдения, измеренияАнализируют собранный материалФормулируют выводыПредставляют результаты средствами ИКТ (в виде диаграмм, графиков, таблиц, презентаций, публикаций, веб-сайтов)
Зачем в курсе ведется работа над основополагающими вопросами? Для того, чтобы учебные исследования школьников были более личностными и интереснымиПредполагают больше, чем простое перечисление фактовДля усиления внимания учащихся к важным темамСвязывают тему исследования с другими дисциплинами и темамиЗадают вопросы, к которым обращается человечество на протяжении своей истории Отвечают на вопросы, которые задают школьникиДля развития навыков мышления школьников более высокого уровняОни предполагают сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей, представление результата, т.п.
Программа Intel « Обучение для будущего» в цифрах и фактах за 2004 год (по состоянию на декабрь) Более 100 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов обучено с марта 2002 года Более 300 тьюторов для новых обучающих площадок обучено в педвузах, ИПКРО, на городских и областных площадках Состоялись два Всероссийских общепрограммных тренинга тьюторов программы по самостоятельным исследованиям школьников и проектной методике – Пушкин (Ленинградская обл.), Омск (педуниверситет)Проведен Международный тренинг (Тренером из США) по основополагающему вопросу для экспертов-тренеров и учителей–победителей конкурса Intel «Истории успеха моих учеников»Региональные и городские тренинги преподавателей силами тьюторов площадок прошли в педвузах и на городских/областных площадкахДни инноваций в образовании программы проведены силами организаторов обучения в Саратове и Красноярске и др. городах
Программа Intel « Обучение для будущего» в цифрах и фактах за 2004 год (по состоянию на декабрь) В большинстве педвузов обучение по программе «Обучение для будущего» проводится в рамках обязательных курсов по информатике, курсов ТСО и "Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании"Курс, проводимый на базе ИПКРО и инфоцентров на региональном уровне, дополняется при необходимости введением в обучение блоков "Пользователь ПК. Базовая подготовка", «Педагогическое проектирование» и «Исследовательская деятельность учащихся» и др. (по 36 часов), что позволяет выдавать сертификат государственного образца Преподаватели педагогических вузов (тьюторы программы) получили возможность обменяться опытом проведения программы с партнерскими вузами. Более 3000 тьюторов и организаторов обучения приняли участие в обсуждениях основных педагогических аспектов программы в форумах и чатах программы
Программа Intel « Обучение для будущего» в цифрах и фактах за 2004 год (по состоянию на декабрь) Более 4000 чел. собрались на 200 семинарах выпускников программы, в рамках которых были организованы конкурсы лучших учебных проектов, внедренных в школьную практику. 30 тьюторов отработали в 5 тренингах по основным аспектам программы состоялись в рамках конференции Ассоциации РЕЛАРН, рошедшей на теплоходе по маршруту Саратов-Волгоград-Астрахань-Волгоград Три организатора обучения-победители конкурсов «Кто поедет в Портленд» и «Кто поедет в Феникс» побывали на международных конференциях программы Intel в США30 учителей-выпускников программы, внедривших проектную методику в практику школы, приняли участие в Международном педагогическом мастер-классе.Результаты проведения программы в России были представлены руководителем программы на международном Симпозиуме в Германии
Программа Intel « Обучение для будущего» в цифрах и фактах за 2004 год (по состоянию на декабрь) 21 методическая разработка по проведению мини-тренингов для преподавателей и слушателей курса Intel вошла в сборник «Алхимия проекта», авторами которого стали тьюторы программы.С начала 2004 года участниками программы опубликовано более 200 статей по методическим и организационным аспектам программы (сборники конференции РЕЛАРН, ИТО, изданные к семинарам).По результатам он-лайнового опроса в 2004 г. 91,1% опрошенных оценили программу как "очень продуктивную" или "хорошую"; 63, 2% слушателей сочли программу Intel «Обучение для будущего» максимально ориентированной на интеграцию технологий в учебную программу; а почти 40% ее выпускников использовали в учебно-воспитательном процессе учебник и диск, полученные в процессе обучения.Организаторы педагогических вузов отмечают, что «среди студентов-слушателей курсов редко встречаются такие, которые не умеет работать на компьютере и не умеет пользоваться офисными приложениями», а вот как их применять в учебном процессе – сложный вопрос, разобраться в котором помогает программа.
Программа Intel « Обучение для будущего» в цифрах и фактах за 2004 год (по состоянию на декабрь) «Программа несет в Российское педагогическое образование инновации и творчество», - мнение тьюторов педагогических вузов- участников программы Intel«В единой образовательной среде России есть место и программе Intel!» – мнение организаторов обучения по программе.По мнению организаторов обучения ИПКРО и инфоцентров, которые провели обучение летом: «Количество учителей, желающих обучаться по программе в летнее время на базе работающих площадок, превосходит количество мест в группе».В регионах, работающих по программе, отмечен значительный профессиональный рост учителей в области компьютерных технологий – об этом заявляют руководители управлений образования (Пример, в отдельных районах Новосибирской, Псковской обл. прошли обучение по программе Intel "Обучение для будущего" около 90% педагогов).
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко «Учебную программу Intel «Обучение для будущего» мы рассматриваем как своевременную поддержку в нашей работе над повышением качества образовательных услуг, включая информатизацию образования. Программа Intel интересна тем, что ориентирована, в первую очередь, на освоение преподавателями эффективных образовательных технологий. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться». ()
Основные компоненты программы-2005 Поддержка активных форм деятельности площадок по программе:Организация обучения по двум моделям: стабильной работы и расширения; 200 конкурсов среди выпускников на лучшие учебные проекты; 200 семинаров выпускников; 200 «внутренних» тренингов тьюторов (по выбору организатора);Региональные «внешние» тренинги тьюторов (по выбору организатора);Общепрограммные конкурсы для учителей, студентов, тьюторов и организаторов обучения;Презентации программы в рамках семинаров, конференций, тренингов;Форумы и чаты для тьюторов программы, развившиеся в дистанционное тьюторство и консультирование организации и проведения реальных сетевых проектов в школе и педвузе.Финансовая поддержка общих видов деятельности по программе:2 общих тренинга лучших тьюторов ;Установочный семинар и Координационный совет организаторов.Обеспечение каждого слушателя курса учебным комплектом (учебником, диском, сертификатом)Призы 5-ти лучшим проектам выпускников.
«Максимальное приближение возможностей получения учителями современного образования к условиям в реальной школе»(Девиз программы на 2005 год)