«В течение 2011 года для каждой школы надо создатьпрое кт школы будущего – видение того, как мо жетразвиватьс я школа. Разработка таких проектов – это,конечно, дело, прежде всего учите лей, нынешних и бывшихучеников, родителей. Но я считаю, что региональные властимогли бы разработать механизм их р еализации, привлекая внеобходимых случаях бизнес»Д.А.Медведев «Идея, с которой я выступил в послании,заключается в том, что какая- бы школа ни была -либо в ней учатся 1500 человек, либо самыемаленькие, каждая школа должна получить своюпрограмму развития … Причем, это должна бытьне маниловщина, но в то же время это долженбыть, что называется, полет фантазий … Конечно,мы не сможем сделать такие школы в течениегода-двух-трех лет, но если у наших 52 тысяч школбудет своя концепция развития, ориентированнаяна 5-10 лет, это будет уже огромный шаг. Можнорегиональные и федеральные, можно привлекатьспонсоров и готовить программы под новыеусловия. Таким образом, такой перспективныйобраз школы должен быть в каждой школеРоссии»Д.А.Медведев1
УТВЕРЖДАЮПрезидент Российской ФедерацииД.Медведев04 февраля 2010 г. Пр-271Национальная образовательная инициатива"Наша новая школа"Новые образовательные стандартыПоддержка талантливых детейСовершенствование учительского корпусаСохранение и укрепление здоровья детейИзменение школьной инфраструктурыРасширение самостоятельности школОт того, как будет устроена школьная действительность,какой будет система отношений школы и общества,насколько интеллектуальным и современным мысможем сделать общее образование, зависитблагосостояние наших детей, внуков, всех будущихпоколений. Именно поэтому инициатива "Наша новаяшкола" должна стать делом всего нашего общества(Д.А.Медведев).Школа будущегоНов ая школа - это институт , соот ве тст вую щий цел ямо пе ре жа ющ е го ра зв ит ия. В школе буде т о бес печен о из уч ениен е т о лько достиже ний прошл ог о, но и техно ло гий, котор ыеп ригодятся в будущем . Р ебята будут в ов ле че ны висследо вательс кие про екты и тв орч еск ие за нят ия, ч то бын ауч ит ься изобре та ть , пон имат ь и осв аиват ь н овое , выра жа т ьсобств ен ные мысли, принима ть решения и помо га ть друг другу,фор мулиро в ат ь инте ресы и о со зн авать возмо жн ост и.Нов ая шко ла - эт о шк ола для всех. В любой шко ле будето бе спечива т ься успе шн ая социализация де те й со граниче нны ми в оз мож но ст ям и здор овь я, дет ей- инв а лидо в,дете й, о ставш ихся бе з попе че ния ро дите ле й, находящихся втр удно й ж из ненн ой сит уации. Б удут учитыв атьс я во зр астн ыео со бенн ости шко ль нико в , по -р аз ному о рганиз овано обуч ен иен а н ачальн ой, осн овно й и ст аршей ст упе ни.Нов ая шко ла - это новы е учителя, о т кр ытые к о все мун овому, пон им аю щие де тскую п сихол огию и о со бенн остир азвит ия шко льнико в, хорошо зн ающ ие св ой п ре дме т. За да чаучителя - п ом очь ребятам н айт и себя в будущ ем, ст ат ьсамост оя те льным и, твор че ским и и ув е ре нн ыми в се бе л юдь ми.Чут кие, внимат ельные и во сприимч ив ые к интер есамшко льнико в, от кр ытые ко всему н ов ому уч ит еля - клю чев аяо со бенн ость ш колы б уд ущего. В та ко й школе изменится рол ьдир ектор а, по высит ся ст епе нь его сво бо ды и уро ве ньо тв ет ств ен но сти.Нов ая шко ла - эт о цен т р взаимод ейст вия к ак с род ит е лямии местн ым со общ е ство м, так и с уч реж дения ми куль тур ы,зд ра во охра не ния, спор та , до суг а, др угими о рган изациямисоциаль ной сфер ы. Шко лы как це нт ры д осуга будут о ткрыт ы вбудние и в о скр ес ные дни, а школьн ые п ра з дники, кон це рт ы,спект а кли, спо ртив ные ме ропр ият ия будут мес том сем ейно гоо тдыха.Нов ая шко ла - эт о сов ре ме нн ая инфра структ ура. Шко лыстан ут совре мен ными зда ниями - шко ла ми н аше й ме чты, со ригин альн ыми а рхит ект ур ными и д из айне рскими ре шен иями, сдоброт н ой и фун кциона льно й ш кольн ой ар хит е ктуро й -столов ой с в кусной и з доровой едой, медиа те ко й ибиблиотекой, в ысокот ехно ло гичн ым уч ебным обор удован ие м,шир окоп олосным Ин те рнетом , г рамот ными уче бн икам и иинтеракт ивным и учебны ми п особия ми, ус лов иями для з ан ятийспорт ом и т вор че ст вом.Нов ая шк ол а - э то со вр емен ная систем а оц ен ки ка че ст вао бр аз ов ан ия , котор ая должн а обеспе чив ат ь нас д ост о ве рной
ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА “ШКОЛА БУДУЩЕГО” Первый в России опыт организациимасштабного делиберативного процесса,направленный на развитие институтовделиберативной модели демократииВовлечение подростков имолодежи вделиберативный процессОбразовательный проект, содержаниемкоторого является футуризацияобразованияВовлечение педагоги-ческой общественностив переустройствоПервый в России опыт организациимасштабного делиберативного процесса,направленный на развитие институтовделиберативной модели демократииВовлечение подростков имолодежи вделиберативный процессобразованияФорсайт-проект, направленный на формированиеоблика будущего (“Vision document”)отечественного образования и страны,достижение консенсуса в отношении обликабудущего и стратегических целей развития страны3
ПРОЕКТ “ШКОЛА БУДУЩЕГО” МОЖЕТ СТАТЬ КЛЮЧОМ К БУДУЩЕМУ СТРАНЫ современного уровня … Конеч но, тут надовидеть проблему: понимат ь, какие именнотехнологии нам нужны, где их взять. Но это нетак сложно - были бы деньги... Вторая частькуда сложнее. Ее мо жно б ыло бы назватьфутуриз ацией … Она требует созданияособого культурного и психологическо гоклим ата . Это, собственно говоря, и естьГлуб оки е и уст ойчивые преобразова ния нашейэпохи коренят ся не в технологии, а в обществе икуль туре … [и] инвестиции в инфраст рукт уруобразования предсказывают дальнейший ростлучше, чем вложени я в об ъекты физическойинфраструктуры, вроде каналов, железных дорогили автомагистралей (Р.Флорида. Креативныйкласс: люди, которые меняют будущее).путь инновационно го развития» (В.С урков )ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОТПРАВНОЙ ПУНКТ ФУТУРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВАБудущее рождается на стыке вызовов, трендов, возможностей, “ставок” и “show-stopper” (ключевых проблем,стопперов). “Футуризация образования” - осуществление образования в контексте этих вызовов, трендов,возможностей, ставок и проблем. При условии качественного методологического обеспечения проект “Школабудущего” - возможность поместить образование в контекст стратегических вызовов, трендов, возможностей и т.д.стратегия ценностей нового поколения …Они будут грезить своими стратегиями, исоздавать свою Россию, совершенно
ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ИННОВАТИЗАЦИИ) ШКОЛЫ каждая из которых - ничто иное как “похоронный ритуал” для той илииной группы вопросов. Образование, ориентированное на будущее,осуществляется в контексте вопросов, ответы на которые еще не даны,более того, которые частью еще и не поставлены. Это образование,тестирующее культуру на ответчивость, и содержанием его являютсяВОПРОСЧИВОСТЬ и ОТВЕТЧИВОСТЬ.«Разум не д ейс твуетинстинктивно, а нуждается виспытании, упражнении и обучении,дабы постепенно продв игат ься отодной ступени проницательност и кдругой … [Поэтому] нужен, бытьможет, необозримый рядпокол ений, которыепоследоват ельно передав али быдруг другу свое просвещение,дабы, наконец, довести зад ат ки внашем роде до т ой степениразвития, которая полностьюсоотв ет ствует ее [природе] ц ели»(И.Кант ).Образование, ориентированное на будущее - частьглобальной ИГРЫ, в которой человечество делаетставки, отвечает на вызовы, пытается оседлатьтренды, реализует возможности, преодолеваетпроблемы. Это образование, осуществляемое вконтексте вызовов, трендов, проблем, ставок,возможностей. ПРОШ ЛОЕ В Э ТОЙ ИГРЕОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ КАК ОПЫТ И ЛАБОРАТОРИЯОТВЕТЧИВОСТИ.современном образ овании и да же не его моде рниз ация. … Эт опринципиально новая форма … инноваци онного образования, [эт о]наполнение сод ержания об раз ования факт ора ми и мотивамибудущего. Что собой пред ставл яет современное образование, … м ывсе прекрасно знаем. Это — очень инерци онная, консервативнаясистема. … Необходимо превратить т акое отста ющее об разовани е вобраз ование, кот орое бы обеспечивал о дост ижение целей уст ойчивогоразвития. Для этого с одержание образование должно перест авитьакценты и инт ересы с прошлого и отч асти настоящего в ст оронубудущего. Эт от процесс см ещения акцент ов в образ овании я иназываю футуриз ацией».А.Д .Урсул, науч ный руководитель Гуманит арно-э кологическогоинстит ут а, академи к РАЕН и А Н М ол давии5
ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА “ШКОЛА БУДУЩЕГО” КАК ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССАВовлечение учащихся, п едагогическойобщественности, родителей и др. в делиберативныйпроцесс Экспертная и общественная оценки происходящих вшколе переменИмпульс к формированию креативного обществаДостижение консенсуса в отношении “обликабудущего” и стратегических целей страныДелиберат ив ный процесс (deliberate - об думывать,взвешивать, сов ещаться, обсуждать) - такой процесскоммуникации в сфере публичной полит ики, кот орыйсодержанием, определенной конвенционал ьнойкоммуникативной страт егией, наличием от крытыхинструментов и э тапов коммуникации, получениемсогласованных результ атов в виде сценариев ипрот околов развития, пл анов публичных диалогов ,конференц ий, исследовательских заказов и, в концеконцов, вы ходом на то ил и иное законодательное илиисполнительное решение, тот или иной социальнотрадиц ионного демократического обществ аДелиберативная демократия в сравнении с традиционнойдемократией привносит в политику голос граждан, живой идейственный, не тот, который ассоциируется просто собщественным мнением, определяемым социологическимиопросами, простым голосованием или с каким-либо протестом.Наиболее важным и распространенным из инструментовделиберативной демократии является так называемыйзаинтересованных групп (включая традиционных противников),генерирующего чувство общей принадлежности, общей воли иединства действия.6
ПРОЕКТ “ШКОЛА БУДУЩЕГО” УЖЕ “ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ”, НО ЕГО ТРЕБУЕТСЯ ФОРМАТИРОВАТЬ, НАПРАВИТЬВ РУСЛО ФУТУРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ФОРСАЙТ-ПРОЕКТА
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА АдминистрацияПрезидента РФМинистерство Профильныеподразделенияадминистрацийсубъектов федерациии ОМСУБизнес-сообществаШТАБ ПРОЕКТА,ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ КАК“ФАБРИКА МЫСЛИ”Институциональные и системныестейкхолдеры (ведущие ВУЗы, крупныекорпорации)РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕЦЕНТРЫ НА БАЗЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВЭКСПЕРТНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕКОЛЛЕКТИВЫ ШКОЛ8Проект Партии “Единая Россия”“Национальная инновационнаясистема”Профильные НИИ, консалтинговыецентры, имеющие опыт реализациифорсайт-проектовИнституциональные и системныестейкхолдеры (ведущие ВУЗы, крупныекорпорации)РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕРИКи ВПП “Единая Россия”,региональные политсоветыСеть региональныхинформационныхресурсов проекта вИнтернетНаучные общества учащихся
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН (СХЕМА, ДОРОЖНАЯ КАРТА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАФедеральныйштаб проекта,функционирующийпо образу“фабрики мысли”
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОЕКТА: ПОДГОТОВКА МОДЕРАТОРОВ ЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССАНавыки коучинга, игротехники, проектной деятельности,управления коммуникациями, управления проектной Подготовка модераторовфедерального штаба(методологические семинары)планирования и реализации форсайт-проектаПроектирование осуществленияпроектов “Школа будущего” вмасштабах региона и школыПодготовка модератороврегиональных методических центров(всероссийский установочный делиберативный форуммодераторов; в составе форума - мастер-классы, тренинги)Подготовка модераторов школьныхпроектных коллективов (включаяучащихся старших классов)(региональные установочныеконференции; установочныесценарные семинары, тренинги)10
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ В ПОДГОТОВКЕ “УРОКОВ БУДУЩЕГО”Разработка методических рекомендаций по“Урок будущего” - преподаваниешкольного предмета в контекстетрендов, вызовов, “ставок”возможностей, формирующихбудущее соответствующей областизнаний, сферы человеческойпрактики. Например, физика вконтексте вызовов современнойфизике. Но, также, и литература вконтексте трендов и вызовов, которыенайдут отражение в литературе,изменят литературу. И т.д.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССАПРОЕКТНЫЙ ИСЦЕНАРНЫЙ СЕМИНАРЫДЕЛИБЕРАТИВНЫЙ ФОРУМ,
ШКОЛА БУДУЩЕГО КАК ЖИЗНЕННАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА