Тренинговый центрИнститута управления образованием РАО Учебный курс«Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты»СЕССИЯ 8Системы оценки в Англии и Уэльсепрофессор Дэвид Хокер,Педагогический колледж, Великобритания
Мой опыт работы Глава национального школьного тестирования, Англия, 1993-1999Директор департамента образования и услуг для детей местного органа власти, 1999-2008Генеральный директор по образованию, Уэльс, 2008-2010Генеральный директор, «Реформа организаций, работающих с правительством», Министерство образования, 2010-2011Консультант в России (Всемирный банк и Британский совет), 1998-2007Член подкомитета по общему образованию, Фонд «Открытое общество», 2007-2011
Немного истории 19 век Первые национальные экзамены для поступления в университеты и на государственную службу1918 Сертификат об окончании школы (в том числе и старшей школы)1951 Сертификат об общем образовании (уровни ‘O’ и ‘А’) 1986 Экзамены по отдельным предметам в 16 лет – GCSE1991-96 Поэтапное введение национальных школьных тестовКонец 1990-ых Таблицы достижений школ2000Передача полномочий Уэльсу Конец 2000-ыхУменьшение количества национальных тестов2011Пересмотр тестирования и стандартов
Современная система тестирования и экзаменов ДошкольникПрофиль развития 6 летТест по чтению (планируется, только в Англии)7 летОценивание в классе: успеваемость по английскому языку, математике, естественным наукам11 лет Формальные письменные тесты по математике и английскому языку (только в Англии) Оценивание в классе по всем предметам Рейтинги школ (только в Англии)14 летОценивание в классе по всем предметам16 летЭкзамены GCSE (на сертификат об общем среднем образовании) – Английский бакалавриат (только в Англии)Рейтинги школ (только Англия) 17 летДополнительные экзамены продвинутого уровня (AS) 18 летЭкзамены продвинутого уровня. Валийский бакалавриат (только в Уэльсе)
Что мы знаем об улучшении результатов работы системы образования? Ответственность за результаты, прозрачность и подотчетностьПоследовательное, поддерживающее, стимулирующее руководствоКачество - во главе углаСистемный подход при проведении измененийАдаптация универсальных принципов к конкретным обстоятельствам
Использование данных оценивания для улучшения системы Оценивание учащихся объединяет тестирование и оценку учителяРезультаты обучения отражают мастерство учителя и компетенции учащихсяОбратная связь необходима для диагностики и подведения итоговЭто часть подотчетности системы, оценивание не существуют само по себе
Что происходило в Англии Введение тестирования было первым шагом на пути вмешательства в «тайны учительского мастерства».Объединенное с инспектированием и таблицами достижений, тестирование создавало мощную рамку подотчетности – возможно слишком мощную…Оно создавало ложный стимул – обучение для сдачи теста;Было слишком много тестирования;Учителя не видели более масштабных целей.
Успеваемость повышается, но еще есть место для улучшения
Анализ контингента (2005)
Улучшило ли национальное тестирование результаты? Да – результаты улучшаются год от года (правда последнее время немного медленнее)Да – оно заставляет учителей обращать внимание на развитие необходимых, базовых навыков Нет – данные PISA свидетельствуют, что Англия улучшает свои результаты гораздо медленнее, чем ОЭСР в целомНет – школьники получают менее гармоничное образование, чем в прошлом
Реформы оценивания Должны уменьшить влияние оценивания на обучение в классеДолжны концентрироваться на оценке ограниченного диапазона ключевых компетенций, и дать школам больше свободы в остальномДолжны расширить диапазон индикаторов, используемых в публичных отчетах (включая «добавленную стоимость», используемую предыдущим правительством, и подход «комплекта», используемый нынешним правительством)
Валийский бакалавриат Предлагается на трех уровнях – базовый, средний, продвинутыйПродвинутый:Основа:Необходимые навыки (коммуникационные, использование чисел, ИКТ)Уэльс, Европа и мирКомандная предпринимательская деятельность Личностное и социальное образованиеПрофессиональное образованиеИндивидуальное исследованиеПредметы по выбору:Минимум три квалификации экзамена продвинутого уровня или эквивалентВыполнение проекта
Как наилучшим образом использовать оценивание для улучшения результатов обучения? Формальное тестирование должно быть отделено от оценивания в классеОценивание в классе – диалог между учеником и учителем – это часть процесса обученияУчащиеся должны быть вовлечены в постановку и мониторинг своих собственных целей обученияТестирование должно использоваться для диагностики слабых сторонНациональные тесты могут помочь в оценке школ и учителей – но это надо делать осторожно!
Осмысленное использование данных оценивания Ни один индикатор не является надёжным сам по себеНеобходимо понимать условия и контекстНеобходим разумный мультивариативный анализНеобходимо понимать что скрыто за даннымиНеобходимо наблюдать практику внутри системы для подтверждения данных
Четыре вопроса для системы оценки в Англии Не слишком ли много тестирования?Не пытаемся ли мы достичь слишком многих целей при помощи тестирования?Достаточно ли хороши тесты?Улучшают ли они стандарты?
Задачи для руководителей Четкость целиТехническая надежностьЭффективное управлениеСвязи с системой образования в целомЛожные стимулы и непредвиденные последствия