Модернизация основной школы как неклассическая проблема
Основная школа Это – самая продолжительная ступень. Это – самая проблемная ступень. это – ступень, которая за последние 20 лет по существу практически не изменилась.
актуальный результат основной школы в проекте стандартов второго поколения: «В основной школе главным результатом образования является … подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории» (из концепции профильного обучения)
противоречие цель «подготовки к осознанному выбору», «формирования способности к ответственному выбору» как интегральная цель основной школы является «неклассической» образовательной целью. Крайне сложно, если не невозможно, основываясь лишь на «предметных знаниях», сделать осознанный выбор образовательной траектории.
ВЫБОР Выбирая «траекторию», я (Ученик, или Ученик и его Семья) выбираю не только и не столько предметы для изучения на профильном и базовом уровне – я выбираю определенные приоритеты в собственной жизни
Проблема моего выбора не в знании или незнании предмета и даже не в интересе к тому или иному предметуЭтот выбор – одно из первых ответственных решений в моей жизни. Это – жизненный выбор
существенные проблемы нынешней основной ступени школы (ФРУМИН): «несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам подростков, их растущему стремлению к самопознанию и к самореализации;многопредметность и перегруженность содержания образования учебным материалом (его чрезмерная онаученность, малодоступность и прочее);низкая функциональность сложившегося образования (основная школа не дает того, что современная жизнь требует от каждого человека);слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
Ещё… недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;отсутствие для ребенка значительного личностного смысла в образовании;отсутствие связи между школой и многообразными возможностями образования и развития личности во внешкольной среде;доминирование вербально-репродуктивной формы обучения»
предметное образование в основной школе было (и, заметим, остается) перегружено, оно низкофункционально, не соответствует процессам самопознания и самореализации, недостаточно для решения индивидуальных задач взросления. Основываясь на таком образовании, крайне затруднительно сделать осознанный выбор образовательной траектории.
Спустя почти 10 лет Мы вынуждены констатировать, что проблемы остаются актуальными и по сей день. Между тем академические результаты основной школы постоянно снижаются, «классические» итоговые остаточные знания, умения и навыки выпускников 9-х классов неуклонно сокращаются.
«потеря мотивации» к изучению предметов Смысл образования для большинства детей начинает теряться и исчезать подобно «улыбке чеширского кота».В ОШ ничего не меняется по существу – осуществляются те же формы, то же содержание, та же многопредметность и перегруженность содержания образования ученым материалом, та же низкая функциональность содержания образования…
кризисное состояние основной школы следует переинтерпретировать как усиливающийся разрыв между реальностью повседневной жизни учащихся и родителей, с одной стороны, и образовательной реальностью школы – с другой. Знания, которые учителя передают, транслируют детям («фундаментальное ядро» стандартов) становятся все более отчужденными от практической повседневной жизни самих учащихся. Операциональная, практическая, смысловая нагруженность этих знаний, знаний как таковых, стремительно сокращается.
Каждый из предметов содержит знания, все более далекие от реальности повседневной жизни, количество предметов увеличивается с каждым новым учебным годом. Изучение электрического тока ни на йоту не приближает ученика к пониманию того, «как работает» компьютер или сотовый телефон. Изучение обществознания не помогает ему разобраться в особенностях современной общественной жизни. Изучение литературы (за редким исключением) напрямую не связано с теми этическими, нравственными проблемами, которые актуальны для современного подростка.
«Сейчас ты учишься для того, чтобы потом жить хорошо» в школе происходит «подготовка к жизни», а настоящая жизнь, полная свершений и достижений, начинается потом, за порогом школы. Степень легитимности данной установки в современном социальном мире крайне невысока.
Здесь и сейчас Большинство современных технологий актуализируют возможность жизни, дела «здесь и сейчас». Все, начиная от управления телевизором с помощью пульта, заканчивая современными средствами коммуникации, направлено на то, чтобы принятое решение не откладывалось, а реализовывалось бы «в реальном времени».
На какое характерное время планирует собственную жизнь современный подросток? Неделя, месяц, тем более год – для современных детей это очень большие временные интервалы, крайне сложные для осознания, понимания и проектирования. В этой ситуации убеждать ученика 7-го класса «хорошо изучать физику, чтобы потом стать хорошим инженером» – не самый лучший подход к решению педагогической головоломки «восстановления» и даже «созидания» смысла изучения физики.
возникает сложнейшая задача как сделать осмысленным, интересным, актуальным «учебное дело», школьную жизнь подростков «здесь и сейчас»?
Э. Тоффлер еще в 1970 году писал циклически, по звонку организованная школа продолжает готовить человека к миру напряженного однообразного труда, коллективной дисциплины, миру, где время регламентируется не лунным или солнечным циклом, а фабричным гудком и часами.
индустриальная темпоральная структура: По структуре времени для ученика день повторяет день, неделя повторяет неделю, четверть похожа на четверть, год – на год. Эта повторяемость во многом касается и временной структуры урока. Большинство уроков похожи друг на друга как две капли воды: сначала проверка домашнего задания, потом изучение нового материала, его закрепление и «выдача» нового домашнего задания.
образовательные хабитусы привычки, которые, в силу своей многократной воспроизводимости начинают восприниматься как непреложные «законы» образовательной реальности.
формирование естественной установки ученика от меня в моей жизни в школе «ничего не зависит». Воля ученика, его стремления, его мотивы – все это «растворяется» в хабитусах школьной жизни. Когда изо дня в день ритм школьной жизни воспроизводится, в жизни пропадают события – переломные моменты, требующие концентрации, подготовки, свершения, испытания радости победы или горечи поражения.
в современном социальном мире смысловую нагрузку несет не хабитуализированный и потому объективированный процесс, а со-бытие. Именно событие и заставляет становление поддерживать самого себя, предписывает динамичную стабильность становящейся социальности. Именно событие придает становлению исторический смысл, связывая временные поля, объективированные структуры и индивидуальные переживания в субъективно ощущаемую целостность. Событие для современного человека является своеобразным моментом истины, точкой сборки разнородных процессов и ценностей, интегральной рефлексией.
«образовательное иждивенчество» позиция ученика, согласно которой учеба, получение образования есть задача школы, учителей, но отнюдь не его собственная.
точки «обретения смысла» события, которые требуют напряжения воли, сил, концентрации, продолжительной подготовки, свершения, публичной оценки и тем самым приводят его к рефлексии, способной актуализировать смысловую доминанту.
учебная деятельность в основной школе поразительно бессобытийна Воления, переживания, длительная подготовка, свершения, достижения, радость побед и горечь поражений – все это если и происходит в жизни подростка, то остается за пределами учебы. Подойдите в любой школе к школьной газете и изучите раздел «События школьной жизни». Вы узнаете о последнем празднике (например, «Дне Св. Валентина»), о прошедшей эстафете, о победе школьной команды КВН. Событиями насыщено все, кроме основного процесса в школе, – собственно учебы.
Нужно сделать вывод важнейшая задача основной школы – формирование способности к осознанному выбору образовательной траектории – не может быть решена в рамках традиционной, цикличной, предельно хабитуализированной модели образовательного процесса, господствующей в настоящее время и называемой классно-урочной системой.
Новая модель Способность к выбору, к принятию образовательного решения, осмысление собственного образования как образовательного капитала, – эти важнейшие качества современного молодого человека формируются новой организационной моделью, новой структурой образовательного процесса, в которой заложена возможность выбирать, в которой присутствуют переломные моменты, события, точки принятия решений, в которой есть возможность ошибаться, возвращаться назад, но – двигаться самому.
Если мы хотим, чтобы подростки научились выбирать собственное образование нам недостаточно изменить содержание уроков или «внеурочной деятельности», нам недостаточно изменить педагогические технологии.Управленческая команда школы должна обладать собственным образовательным замыслом, который позволит ей задать иную модель организации образовательного процесса.
Таким образом, модернизация основной школы должна основываться на проектировании новой организационно-содержательной модели школы, ее пространственно-временной структуры, тех взаимоотношений, в которые должны вступать учащийся, родители, педагоги, администрация при принятии решений об образовательной траектории.
принципиальные особенности неклассических организационно-образовательных моделей. Прежде всего, модель должна быть в определенной мере непривычной для всех субъектов образовательного процесса – для учащихся, для родителей, для педагогов, для административной команды. Если новая модель реализована и «никто ничего не заметил» – значит, в школе по-прежнему преобладает традиционная опривыченная структура отношений.Модель должна позволять учащимся и родителям делать «неправильные» выборы, рефлексировать собственные ошибки, возвращаться назад, начинать сначала. Неправильные выборы должны приводить к негативным последствиям, которые способны осознать как дети, так и их родители.
Модель должна предусматривать постепенное расширение масштаба проектного времени ученика. Если в 5-м классе проектирование собственного образования на час или на несколько часов – посильная задача для учащихся, то к концу основной школы масштаб проектного времени должен быть увеличен до четверти-полугодия. Модель должна насыщать образовательную жизнь ученика (заметим, именно ученика, а не школы!) событиями-свершениями, требующими от подростка (и, возможно, его семьи) подготовки, эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения, достижения конкретного результата и публичной фиксации успехов и поражений.