Управление образования Администрации Клинского муниципального района Лаврентьева Наталья Владимировнаучитель начальных классов МОУ-СОШ № 17
Представление опыта работы Развитие пространственных представлений и формирование геометрических понятий у учащихся начальной школы
«Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются связи с привычным пространством».Г. Фройденталь (немецкий математик) Формирование пространственных представлений выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства . Однако в связи с тем, что «владение пространственными представлениями и наличие пространственного воображения … являются одним из основных критериев образованности учащегося в области математики», как утверждал известный социальный психолог Г.Гибш, задача формирования этого вида мышления традиционно считается одной из задач математического образования ребенка. Столь же традиционно эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе.
Цель – формирование пространственных представлений у младших школьников. Задачи:Проанализировать систему формирования геометрических представлений в курсе математики начальной школы; Развивать пространственные представления у младших школьников;Знакомить ребенка с органическими для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов;Готовить младших школьников к усвоению понятия о пространственности реального мира.
Актуальность Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Актуальность Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития в целом, поскольку играет большую роль не только при изучении геометрии, но и других учебных дисциплин. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение рисования, черчения, физики, географии, технологии и ряда других школьных предметов. Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий.
Наличие хорошего пространственного воображения необходимо и инженеру, и дизайнеру, и компьютерщику, и экономисту и специалистам многих других профессий. Костюм с использованием элементов батика выполнен Лаврентьевой Н.В.
Научная обоснованность Формирование пространственных представлений у младших школьников способствует развитию восприятия, памяти, внимания, выработке у младших школьников математических понятий.Переход от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом. В этом процессе большое значение принадлежит и речи, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться формально-логическое мышление, которое является основой умственного развития младшего школьника.
Технология Методы обучения младших школьников, определяются, прежде всего, особенностями познавательных возможностей детей, а также самим предметом геометрии как науки о свойствах геометрических фигур.
Технология Оперирование пространственными образами:Преобразуется пространственное положение и не затрагивается структура образа;Преобразуется структура образа путём различных трансформаций;Исходный образ преобразуется длительно и неоднократно.
Технология. Виды работ. Формирование пространственных представлений с первых уроков 1 класса раскрасить предметные картинки; нарисовать «дорожку»;обозначить предметы буквами;сравнить фигуры и найти лишнюю;вырезать и составить заданную фигуру из деталей;измерь, начерти;решить графическую или геометрическую головоломку и др.
Виды работ в 1 классе
Виды работ 2-4 классов
Технология Использование межпредметных связей на уроке математики по развитию графических умений (минутки графического творчества на уроках математики)
Задание: используя узоры народных промыслов, придумай и нарисуй свой узор. Работы учеников 1 класса 3 класса
Работы учеников 2 и 4 классов
Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и зеленым
По щучьему велению ведра с водой ходят в избу сами так, что озеро всегда остается от Емели справа. Нарисуй дорожку, по которой ходит Емеля
Мартышка, попугай, слоненок и удав отправляются в путешествие. «Все садятся в вагоны, следующие за моим», - приказала мартышка. «Я поеду между слоненком и удавом», - сказал попугай. «А я поеду за попугаем», - промолвил слоненок. Обозначьте нужной буквой вагон, в котором поедет каждый из друзей
Два дома соединены пешеходными дорожками. Нарисуй линией путь, по которому можно обойти все дорожки только по одному разу, если прогулку надо начать и закончить у дома, изображенного слева.
Дорисуй флажки, соблюдая закономерность их расположения .
Катя, Маша и Петя нарисовали пейзажи, которые они видят. Найди и обозначь нужной буквой тот пейзаж, который нарисовал каждый из детей
Упражнения на развитие умений представить мысленно различные положения и форму предметов при изучении многогранников. Развитие таких умений должно опираться на практические упражнения с развертками многогранников:- из данной развертки склеить куб ;- отметить на развертке одним цветом ребра, которые необходимо склеить, чтобы получить данную фигуру.
На доске или плакате рисуется несколько последовательностей лучей, например таких, какие изображены на рисунке.С помощью вопросов типа: Что интересное заметили? Как меняется направление линий?и подобных детям предлагается найти закономерность в каждом ряде и продолжить этот ряд.
Задачи на превращения геометрических фигур. На первом этапе работы с такими задачами ученики выполняют задания, используя фигуры, вырезанные из цветного картона. На втором этапе, после приобретения соответствующих навыков, задания выполняются мысленно с последующей проверкой верности своего выбора путем сбора фигуры.
Задание: найдите закономерность и угадай, какая следующая фигура, нарисуй её.
Какую фигуру справа можно получить при складывании данных частей, расположенных слева;Как называются выбранные вами фигуры? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие еще фигуры можно собрать из двух фигур, изображенных слева? и т.д.
Задания на подборку фигуры заданной формы и размера «Подбери заплатку». Задания выполняются путем логического мышления; предположения детей проверяются практически, так как все детали съёмные.
Какая фигура расположена слева? Как называется фигура, расположенная справа?Какие фигуры расположены слева от круга? А какие – справа от квадрата? Какая фигура находится между кругом и прямоугольником? Между треугольником и кругом?Переложите прямоугольник так, чтобы он оказался справа от треугольника и слева от овала? Как это можно сделать? Куда можно переложить треугольник, чтобы он был справа от круга? и т.д.
Какая фигура, не имеющая объема, находится в верхнем ряду?Как нужно переставить фигуры, чтобы все плоские находились внизу?Между какими фигурами находится цилиндр?Назовите фигуры, расположенные выше красного треугольника и левее пирамиды?Как переставить фигуры, чтобы квадрат стал выше и правее треугольника? И т.п.
Условия эффективности Формирование пространственных представлений должно отводиться постоянное внимание не только на отдельных уроках (с ответствующими темами), а в течение всего периода обучения математике в начальной школе, содержащих геометрический материал. При этом необходимо опираться на практическую деятельность учеников в сочетании с дидактически обоснованной игровой формой.
Результативность Таким образом, неизбежно вытекает вывод о том, что, обучая младших школьников математике, необходимо так ставить вопросы и организовывать познавательную деятельность, чтобы задания были направлены не только на формирование математических понятий, но и на развитие пространственного мышления детей, без которого невозможно развитие общеинтеллектуальных умений и навыков.
Результативность
Потенциальные возможности Из курсов педагогики и методики математики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления. Она находит своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Включение этих операций в процесс усвоения содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности младших школьников.
Благодарю за внимание! Приглашаю к сотрудничеству!Мой электронный адрес: [email protected] Контактный телефон: +7-903-224-77-08