Работа с родителями
В помощь классному руководителю Пшукова Марина ХазраиловнаМОУ СОШ №1 с.В.Куркужин
Основные этапы работы школы с родителями Работа с родителями учащихся начальной школы.Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).Работа с родителями учащихся основной школы (6–8 классы).Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.
Функции взаимодействия школы и родителей воспитательно-развивающая;информационная;формирующая;охранно-оздоровительная;контролирующая;бытовая.
Задачи взаимодействияшколы и родителей формирование активной педагогической позиции родителей;вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Совместная деятельности педагогов и родителей Поддержка физического здоровья учащихся.Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Правила для педагогов Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Изучение семьи Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей
Содержание работы с родителями повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Методы работы с родителями беседа; тестирование; анкетирование.наблюдение;
Формы работы с родителями ТрадиционныеРодительские собранияОбщеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на домуНетрадиционные ДискуссииПсихологические разминки Круглые столыУстные журналыПрактикумы Родительские вечера Родительские чтенияРодительские тренинги
Формы психолого-педагогического просвещения ЛекцияКонференцияПрактикумОткрытые урокиИндивидуальные тематические консультацииПосещение семьиРодительское собраниеОбщешкольные родительские собранияКлассные родительские собранияУниверситет педагогических знаний
Примерная тематика консультаций для родителей: Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?Плохая память ребенка. Как ее развить?Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.Наказания детей. Какими им быть?Тревожность детей. К чему она может привести?Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.Грубость и непонимание в семье.Талантливый ребенок в семье.Друзья детей – друзья или враги?Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Рекомендации по проведению родительских собраний: Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерные темы родительских вечеров: Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.Первые книжки ребенка.Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?Друзья моего ребенка.Праздники нашей семьи.«Можно» и «нельзя» в нашей семье.День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?Песни, которые пели и поют наши дети.
v Педагогам и родителям на заметку Если:– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;– ребенка хвалят, он учится быть благородным;– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Использованная литература