Обобщение опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №12» с.Красногвардейского Марцинкевич Ирины Николаевны 900igr.net
Тема: Психолого – педагогическое сопровождение учащихся начальной школы по индивидуальной траектории развития
Актуальность и перспективность
II.Теоретическая база
Противоречия и конфликты требования образовательной среды требования социальной среды возможности ребенка требования образовательной среды требования социальной среды
Психолого–педагогическое сопровождение как система совместной деятельности педагога и психолога
Объект- обучение, воспитание и психологическое развитие ребенка. Предмет – социально-психологические условия успешного обучения, воспитания и развития. Метод и идеология – сопровождение.
Принципы сопровождения: 1.Принцип ценности личности. 2.Принцип уникальности личности. 3.Принцип приоритета личностного развития.
Цель сопровождения - создать, в рамках данной ребенку социально–педагогической среды, условия для его максимального личностного развития и обучения.
Концептуальные следствия идеи сопровождения: 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития. 2.Создание социально- психологических условий для развития личности учащихся.
III.Технология опыта
Цель опыта: реализовать способности каждого ребенка, создать условия для индивидуального развития и подготовить к успешной адаптации.
Задачи: 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития. 2.Создание необходимых условий для гармоничного развития личности и успешного обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. 3.Соблюдение принципов преемственности.
Основные направления деятельности психолого- педагогическая диагностика консультирование и просвещение родителей коррекционная и развивающая работа
Содержание работы
Этапы психолого-педагогического сопровождения I. Начальный подготовка к школе - адаптация к школе II. Основной - адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого учащегося III. Заключительный подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы
Мониторинги: учебных достижений уровня развития умений и навыков уровня развития психических процессов уровня воспитанности уровня учебной мотивации социометрия
I.Начальный этап Сопровождение на этапе подготовки к школе. Цель: повышение уровня готовности детей к школе.
Задачи: 1. Осуществление плана преемственности между детским садом и школой. 2. Формирование мотивации к обучению. 3. Формирование адекватной самооценки. 4. Развитие познавательных процессов. 5. Формирование произвольной сферы. 6. Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Сопровождение адаптационного периода. Цель: создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.
Задачи: 1. Помочь ребенку принять позицию школьника. 2. Помочь осознать появление нового сообщества- класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии. 3. Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. 4. Адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям каждого ученика.
Этапы реализации: 1. Создание программы деятельности. 2. Выполнение адаптационной программы. 3. Диагностика уровня адаптации детей к школе, оформление «Индивидуальных траекторий развития», коррекционная работа. 4. Проведение итогового ППК.
II. Основной этап Адаптирование учебного процесса к личностным особенностям каждого учащегося Цель: выявление особенности и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
III. Заключительный этап Подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы. Задачи: 1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников. 2. Спрогнозировать степень успеха адаптации обучения в средней школе. 3. Определить учащихся, нуждающихся в коррекции. 4. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена. 5. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено школы.
IV Заключение Каждый учитель должен хорошо знать возрастные особенности детей и уметь определять личностные особенности и способности каждого своего ученика, обязан подбирать методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Необходимо включение и сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания.
Результативность Результаты диагностики готовности учащихся к школе (май 2006- 2007 уч. год – сентябрь 2007-2008 уч. год)
Уровень готовности учащихся к школе
Анализ адаптационного периода первоклассников (октябрь 2007 – 2008 уч. год) Анализ адаптационного периода первоклассников (февраль 2007 – 2008 уч. год)