Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5 и 10 классов в период адаптации 900igr.net
Цель провести анализ педагогической деятельности в адаптационный период обучающихся, создать и обеспечить педагогические и социально-психологические условия, позволяющие обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде
Подготовительный этап Диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Методическая работа Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа
Программа Выступление директора школы М.Г. Трофимовой «Создание и обеспечение педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде». Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе М.В. Андреевой «Педагогическая деятельность в адаптационный период обучающихся». Выступление заместителя директора по воспитательной работе Т.В. Никифорова «Картина адаптационного процесса с позиции обучающихся и родителей 1, 5 и 10 классов». Выступление классного руководителя 1 класса С.В. Петровой «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации». Выступление классного руководителя 5 класса О.Н. Ивановой «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации». Выступление классного руководителя 10 класса А.П. Шмаева «Выявление причин дезадаптации и создание условия для успешной социально-психологической адаптации личности обучающегося к новой социальной ситуации». Выступления учителей – предметников. Выступление директора школы М.Г. Трофимовой Решение педсовета.
Педагогическая деятельность в адаптационный период обучающихся
Для первоклассников — помочь ребенку вжиться в позицию школьника — ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии — научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости) — подготовить родителей к новой роли — родителя школьника
В пятом классе обратить внимание на — адаптацию к «разноголосице» требований учителей — введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы») — выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда — акцент на полоролевое взаимодействие — принятие новой позиции — ученик второй ступени школы
В работе с десятиклассниками — принятие позиции «ученик-старшеклассник» — принятие новичков в коллектив — поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника — узнавание специфики мира юноши и мира девушки — организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи
В работе с родителями - снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; - создать атмосферу сотрудничества; - договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; - выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Психологический климат семьи Характеризуется как неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение
«Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей 1, 5 и 10 классов»
Цель Выяснить количество адаптированных и дезадаптированных учащихся с помощью анкетирования самих учащихся и их родителей
Анкета для учащихся «Классный руководитель глазами воспитанника»
Анкета для родителей «Мой ребенок и школа» Охотно ли ваш ребенок идет в школу? Вполне ли ваш ребенок приспособился к новому режиму обучения в школе? Переживает ли ваш ребенок свои удачи и неудачи? Делится ли ваш ребенок с вами своими школьными впечатлениями? Нуждается ли ваш ребенок в помощи при выполнении домашнего задания? Как ваш ребенок преодолевает трудности в работе? Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой? Как на ваш взгляд воспринимает ребенок свои отношения с учителями?
1 класс
Ответы учащихся 5 класса №1 С каким настроением ты идешь в школу? С привычным равнодушием (11) С радостью (6) №2 Бывают ли у тебя в школе неприятности? Редко (13) №3 Если бывают, то от кого они исходят? От учеников класса или другого класса (13) №4 Бывают ли конфликты с классным руководителем? Никогда (12) Редко (5) №5 Какую роль по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель? Контроль за успеваемостью и дисциплиной (9) Вторая мама (5) №6 Что присуще классному руководителю по отношению к тебе? Подбадривать (8) Делать замечание (8) №7 Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? Хорошее (12) №8 Тебе хотелось бы от него перенять: Манеру поведения (7) Всестороннее знания (7) №9 Чтобы ты посоветовал своему классному руководителю: Долго работать в нашей школе Чтобы слушались дети Здоровья, удачи и счастья Не волноваться, я понимаю, что она первый год преподает Не ругаться на нас №10 Ты считаешь, что твой класс Разбит на группы (10) Каждый сам по себе (7) №11 Какие классные мероприятия тебе понравились? Игры (10) Чаепитие (5) №12 Что ты знаешь о своем классном руководителе? Ничего (16) Она была библиотекарем (1) №13 Можно ли сказать, что тебе повезло с классом? -да (15) Нет и не знаю (1)
5 класс
Ответы учащихся 10 класса №1 с радостью (5), с равнодушием (2) №2 редко (7) №3 от учеников класса или другого класса (7) №4 редко (7) №5 контроль за успеваемостью и дисциплиной (4), старший товарищ (3) №6 подбадривать (3), делать замечание (3), хвалить (1) №7 уважение и благодарность (7) №8 разносторонние знания (4), другое (3) №9 почаще общаться с классом (5), бросить курить (2) №10 разбит на группы (5), сплочен и дружен (2) №11 классные часы (4), поход (2), пока никакие (1) №12 ничего (6), организовывает спортивные мероприятия (1) №13 да (6), нет (1)
10 класс
Спасибо за внимание!