Психологическая подготовка старшеклассников к сдаче экзаменов подготовила: педагог-психологМарченко Ирина Владимировна
Различные подходы к подготовке старшеклассников к сдаче экзаменов освоение навыков, связанных с процедурой экзаменов (подготовка к процедуре экзамена); развитие познавательных процессов (знаниевый подход); овладение навыками психической саморегуляции (преодоление предэкзаменационного волнения); формирование чувства уверенности; подход, направленный на личностное развитие (экзамен – это одна из сложных жизненных ситуаций на жизненном пути старшеклассника)
Экзамен - это ...проверка знаний + ситуация стресса и непредсказуемого результата
Что волнует учащихся выпускных классов? необходимость выбора дальнейшего жизненного пути; отсутствие гарантии реализации сделанного выбора; неопределенность условий «места» дальнейшего профессионального становления;необходимость смены привычных условий обучения; перспектива расставания с друзьями; получение низкой отметки на экзамене
Необходимо создать условия для того, чтобы подросток смог: осознать, от чего же зависит успешность в том или ином начинании;узнать о возможных стратегиях выбора; анализировать последствия своего выбора;выяснить сферу своей наибольшей успешности;способствовать повышению уверенности в своих силах, укреплению чувства собственного достоинства;научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей и уметь просить о помощи;прояснить природу эмоций и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение.уяснить особенность проверки знаний на экзаменах;
Плановые мероприятия в работе психолога подбор необходимого диагностического материала и проведение тестов, обсуждение результатов в индивидуальной работе;обсуждение с родителями на родительском собрании особенностей ситуации, в которой находятся их дети, и приемов по оказанию эффективной помощи им;проведение цикла групповых занятий с подростками; индивидуальные консультации подростков и родителей по их запросам.
Структура занятий с подростками предлагаем использовать игровые оболочки (с целью повышения мотивации и снижения боязни самораскрытия)В структуру занятий включаются упражнения направленные на:самопознание;создание ситуаций успешности; овладение навыками саморегуляции;осуществление осознанного выбора;межличностное взаимодействие и взаимопомощь;Основное внимание уделяется развитию рефлексивных способностей участников занятий
Игровая оболочка : должна вызывать интерес у учащихся и желание принять участие; иметь определенный сюжет и цель; предоставлять участникам возможности для осуществления и осознания выбора; предоставлять ведущему простор для различных вариаций; гармонично включать в себя упражнения, направленные на решение основных задач (саморегуляцию, уверенность и т.д.);должны быть четко простроены структура и логическое завершение.