«Проектирование как один из эффективных методов взаимодействия детей, педагогов, родителей»
.Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей (педагогов, родителей) – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок совместно с взрослым познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
Основные этапы метода проектов: :постановка цели;поиск формы реализации проекта;разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;организация развивающей, познавательной, предметной среды;определение направлений поисковой и практической деятельности;организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;работа над частями проекта, коррекция;коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Принципы поощрения творческого мышления внимательное отношение к необычным вопросам;уважительное отношение к необычным идеям;признание ценности детских идей;поощрение самостоятельной деятельности;предоставление ребенку времени для самостоятельной деятельности, которую никто, кроме самого не оценивает.
Виды проектов: иссследовательско-творческие: дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, плакатов, драматизации;информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы; ролево-игровые (с элементами творческих, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы);творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.По продолжительности проекты могут: быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) длительными (от 1 недели до 3 месяцев)
Рекомендации педагогам по работе над проектом 1. Глубоко изучить тематику проекта.2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Рекомендации педагогам по работе над проектом 7. Соблюдать принцип последовательности в работе над проектом.8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Используемая литература 1. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением.-2006. - №7. 2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.ТЦ Сфера, 2006 3.Захарова Л., Сайфутдинова И. Формироваиие этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности//Детский сад от А до Я.- 2008. - №3 4.Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007.- №4 5.Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании//Современный детский сад.- 2007. - №11; №12. 6.Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007. - №1