Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Одни ученики находятся в « ситуации успеха». Это, по мнению психологов, ситуация, в которой действия, совершаемые учащимся во время учебного процесса, приводят его к чувству удовлетворения. Ученик рад своим достижениям, гордится результатами своего труда, что в свою очередь ведёт к самоуважению, к дальнейшему развитию личности. Успех вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда. Ситуация успеха вызывает положительные эмоции, снижает утомляемость и вероятность возникновения стресса, предупреждает неврологические реакции у детей. У таких учеников всегда есть уверенность в своих силах и надежда на успех. Учащихся, которые обучаются в ситуации успеха, насчитывается примерно 30%. Это наши отличники и хорошисты.
Большая часть остальных учащихся находится в «ситуации избегания неудач». У таких детей нет надежды на успех. Их главная задача не учебный труд, они стремятся избежать неприятностей: осуждения учителя, наказания родителей, боятся упасть в глазах своих одноклассников, боятся получить удар по собственному самолюбию. Учитель пытается вовлечь их в учебный процесс, а в ответ наблюдает следующие реакции: безынициативность; отчуждение учебной деятельности; отторжение всего, что связано с учебной деятельностью; снижение значимости учебной деятельности;
Методы здоровьесберегающих технологий
1) метод рационального планирования включает: планирование разных видов деятельности(отсутствие однообразия, монотонности, частая смена видов деятельности, методов и приёмов); учёт времени для отдельных заданий; правильное чередование видов работ на уроке (учитывать постепенное снятие языковых трудностей); использование речевой разминки(Warming up); рациональный объём домашнего задания; рациональное использование компьютерных технологий в учебной деятельности.
2) метод позитивной психологической поддержки: (создание психологически комфортной среды на уроке) правильный настрой учащихся в начале урока; совместная постановка учебных задач с целью пробудить желание узнать новое по данной проблеме (англичане говорят: “Well begun – half done”); формирование чувства успешности; улыбка, доброжелательный тон учителя; поддержка учащегося во время ответа жестом, кивком головы, мимикой, словом; похвала, поощрение за старание; оценивание, при котором оценивается процесс деятельности более, чем ее результат.
3) метод учёта индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к учащимся с разными возможностями: использование индивидуальных, парных и групповых форм учебной деятельности; дифференцированные домашние задания; дифференцированное тестирование; использование элемента уровневого обучения;
4) метод сохранения должного уровня мотивации к изучению английского языка: использование игровых методик; использование занимательных элементов; учёт возрастных особенностей при выборе рабочего материала; использование материала, содержащего информацию местного характера (местный компонент); организация самостоятельной творческой деятельности учащихся; использование проектной деятельности; использование наглядности; использование компьютерных технологий.
5) метод эмоциональной разгрузки: применение упражнений, способствующих появлению положительных эмоций у учащихся; « завуалированный» контроль полученных знаний и умений; использование музыкальных пауз, разучивание песен, стихотворений, рифмовок, поговорок, пословиц с целью релаксации;
6) метод применения видов деятельности, способствующих двигательной активности учащихся для снятия зрительного утомления и мышечного напряжения. физкультминутки (упражнения для кистей рук, глаз, корректирующие осанку, дыхательные); подвижные игры; зарядка для глаз; стихи, песни, рифмовки с движениями, шутки.
7) метод педагогического сотрудничества, основанный на наличии контакта учителя с учениками на 2-х уровнях (Учитель - отдельный ученик и Учитель – группа учеников) эмоциональное сопереживание учебной ситуации учителем и учащимися; мыслительное содействие, т.е. включение в одну и ту же мыслительную деятельность по рассмотрению проблем и решению определённых задач; искреннее уважение друг к другу, симпатию и толерантность;
8) метод пропаганды здорового образа жизни: использование на уроке упражнений типа « PROS and CONS», “ADVANTAGES”, “EXPRESS YOUR OPINION”, «WHAT WOULD YOU PREFER?» и им подобных во всех рассматриваемых темах.