Москва 7 декабря 2010 года
Вопросы для обсуждения
Самые важные результаты
Краткая информация об исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы) PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012) PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях? Международный симпозиум «Методологические преимущества крупно-масштабных кросс-национальных исследований в области образования (2000 г.): Высокое научное и техническое качество международных исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам позволяет странам использовать результаты этих исследований для реформирования системы образования. Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным. Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами. Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области оценки качества образования. В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые технологии в области оценки качества образования
Участники исследований PIRLS,TIMSS и PISA PIRLS - около 325 тысяч учащихся начальной школы из 49 cтран Россия: 4461 выпускник начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны TIMSS – более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран Россия: 4467 выпускников начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны и 4893 учащихся 8 класса из 210 образовательных учреждений 42 регионов страны Российские выборки учащихся в исследованиях PIRLS и TIMSS (4 класс) практически совпадали. PISA – около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран Россия: 5219 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 регионов страны, обучавшихся по программам: основного общего образования: 7-8 классы – 8,4% (2000 г. - 2%), 9 класс – 73,5% (27%); среднего общего образования: 10-11 классы – 13,7% (49%); начального и среднего профессионального образования – 4,3% (22%) Выборки российских учащихся являются представительными, что позволяет перенести полученные результаты на все генеральные совокупности учащихся 4 и 8 классов, а также 15-летних учащихся России.
Каково состояние Каково состояние российского образования в начальной и основной школе?
Международная шкала и уровни достижений в исследованиях PIRLS и TIMSS
Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS)
Математическая грамотность на практике (PISA) Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Пример задания «Парусные корабли» Типичная задача для учащихся 5-6 классов: «За год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?»
Результаты 15-летних учащихся по математической грамотности
Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности
Результаты 15-летних учащихся по естественнонаучной грамотности
Как изменились результаты Как изменились результаты российских учащихся за последнее десятилетие?
Изменение результатов российских учащихся 4-х и 8-х классов
Изменение результатов Изменение результатов российских 15-летних учащихся
Уровни достижений российских учащихся 4 класса
Процент учащихся 4-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по чтению, математике и естествознанию
Уровни достижений российских учащихся 8 класса
Распределение российских учащихся 4 и 8 классов по уровням математической подготовки
Математика, 4 класс Естествознание, 4 класс
Процент учащихся 8-го класса с высоким и базовым уровнями достижений по математике и естествознанию
Уровни функциональной грамотности PISA
Процент 15-летних учащихся, достигших 2-го и 4-го уровней функциональной грамотности
Уровни математической грамотности
Уровни читательской и естественнонаучной грамотности
Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности Среднее значение стран ОЭСР по тесту – 494 балла
Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 1. За последние 10 лет явно изменился запрос на качество математического образования – приоритетной целью становится формирование математической грамотности в системе общего образования. 2. Основные тенденции в математическом образовании стран: повышение средних результатов; стремление к достижению самых высоких результатов; интенсивная работа с отстающими; анализ сильных и слабых сторон преподавания математики; обеспечение равных возможностей для обучения мальчиков и девочек.
Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 3. По двум областям содержания «Пространство и формы» (геометрия) и «Неопределенность и данные» (вероятность и статистика) наблюдаются наибольшие различия между странами, в связи с чем высказывается предположение, что страны могут найти резервы повышения качества математического образования, изменяя систему изучения этих областей. 4. Более высокие результаты имеют учащиеся в странах, в преподавании математики у которых преобладает «формальная математика». Страны, имеющие программы, ориентированные в основном на прикладные аспекты математики, в среднем показывают более низкие результаты. Подчеркивается важность для формирования математической грамотности освоения математики (понятий, методов и др.) и ее применение для решения реальных жизненных проблем.
Доступность образования В исследовании PISA для сравнения стран выделяют следующие направления: Результаты учащихся, обучающихся по различным образовательным программам; Результаты учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками; гендерные различия учащихся; учет социально-экономических условий семей учащихся.
Результаты российских учащихся, отличающихся образовательными программами
Результаты российских учащихся, отличающихся расположением их школ и СЭС По сравнению с 2003 годом повышение результатов учащихся: сельских школ – на 21 балл поселковых школ – на 16 баллов школ больших городов – на 6 баллов с низким СЭС – на 12 баллов с высоким СЭС – на 11 баллов
Результаты учащихся, отличающихся социально-экономическим положением их семей
В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?
Парадокс компетентности Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
2. Повышение уровня читательской грамотности в основной школе Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)
Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)
Влияние читательской грамотности учащихся 4-го класса на их результаты по математике и естествознанию (PIRLS-2011/TIMSS-2011) Значительное снижение уровня читательской грамотности в основной школе не сказывается существенно на результатах исследования TIMSS в 8 классе, но значительно проявляется в исследовании PISA.
Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)
«Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности
Сравнительные результаты учащихся 4 и 6 классов
Успешность выполнения работы. Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 г)
Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 г.)
3. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся Профиль познавательной деятельности (по результатам TIMSS-2011) За счет активизации учебного процесса, уменьшения доли репродуктивных домашних заданий, репродуктивного контроля подготовки учащихся, изменения итоговой аттестации.
Сравнительные результаты учащихся 4 и 8 классов по математике
Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности (TIMSS-2011, 8 класс, математика)
Можно ли выявить связь между используемыми учебниками и особенностями формирования познавательной деятельности учащихся?
Результаты анализа учебников биологии, физики и химии
Факторы, связанные с учебным процессом: частота проведения проверочных и контрольных работ по математике в 8 классах
Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности ( IAEP-II, 1991 г., естествознание) Отличие от среднего международного балла
Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США)
4. Повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися Самые успешные учащиеся (5-6 уровни, PISA-2012)
Процент успешных учащихся по математике (5-6 уровни)
5. Учет факторов, характеризующих эффективную школу, которая обеспечивает дополнительный прирост в результатах (adds extra value)
Факторы эффективной школы PISA-2012
Факторы эффективного обучения PISA-2012
Улучшение климата в школах Некоторые данные по результатам PISA-2012 По ответам директоров школ Каждый второй директор школы отметил наличие проблем в поведении учащихся. Каждый третий посещает школу, в которой директор отметил, что учащиеся не уважают учителей. По ответам учащихся 80% учащихся 15-летнего возраста посещают школы, в которых есть проблемы взаимодействия между учителями и учащимися. Каждый второй учащийся посещает школу, в которой не требуется от учащихся демонстрировать высокие достижения. Каждый третий учащийся не согласился с утверждением, что большинство их учителей интересуются жизнью учащихся.
Повышение вовлеченности в образовательный процесс
Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании функциональной грамотности Опыт стран, описанный в международном отчете PISA-2012) Повышение доступности образования при повышении качества образования (Германия, Мексика, Польша, Турция и др.) Повышение качества подготовки учителей, привлечение в школу наиболее способной молодежи ( Эстония, Польша, Бразилия, Колумбия, Япония, Мексика, Израиль) Повышение уровня функциональной грамотности учащихся с низкими результатами за счет перераспределение ресурсов к более нуждающимся школам (Израиль, Германия, Мексика, Турция, Бразилия и др.) Повышение автономии школ при адекватной степени сотрудничества и отчетности (Колумбия, Польша, Корея и др.) Повышение информационной среды, способствующей распространению информации о качестве обучения в школе (Польша, Мексика, Колумбия и др.) Создание положительной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Португалия и др.)
Национальные цели и показатели участия стран в исследовании PISA
Национальные цели и показатели участия стран в исследовании PISA (продолжение)
Возможные достижения при повышении факторов эффективного обучения
Как семья может помочь своим детям в успешном обучении в школе?
Как семья и система дошкольного образования могут помочь детям в успешном обучении в школе?
Какие школы в России обеспечивают наивысшие результаты?
Международные исследования в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «… Будет продолжено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS, PISA; Российская Федерация включится в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS (с 2013 года), оценку граждановедческой компетентности ICCS (с 2014 года), оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO (с 2013 года), оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с 2013 года).
Мониторинг показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» Показатель 2.7. Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в общей их численности: а) международное исследование PIRLS; б) международное исследование TIMSS: математика (4, 8 классы); естествознание (8 класс) в) международное исследование PISA: читательская и математическая грамотность Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Показатель 3.4. Число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе»
Для дополнительной информации Исследования TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement): http://www.iea.nl/ http://timss.bc.edu/ : http://pirls.bc.edu/ Исследования PISA, TALIS сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development): www.oecd.org Исследовательский институт IEA-ETS Research Institute (IERI). ссылка на сайт: http://www.ierinstitute.org
Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Тел./факс: (499)-246-24-21 e-mail: [email protected] сайт: www.centeroko.ru