Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны. Татьяна Кастуева-Жан, ИФРИ, Центр Россия-ННГ 9 апреля 2013, Москва
Демографический вызов (население по возрастным группам, в млн. человек)
Тенденция сокращение числа студентов и вузов, 2008-2013
Доля лиц, получивших диплом третичного образования среди населения, в % по возрастным группам Доля лиц, получивших диплом третичного образования среди населения, в % по возрастным группам
Зарегистрированные патенты 2012 U.S. Patent and Trademark Office 2012: Россия – 339 Индия – 1733 Китай – 5341 Бразилия 1256 European Patent Organisation 2012: Россия – 186 поданная заявка / 64 зарегистрированных патента Китай – 3731 / 793 Индия – 555 / 137 Бразилия – 226 / 61; Южная Африка – 103 / 65)
Thomson Reuters Web of Knowledge, Количество публикаций в год стран БРИКС
Место России в некоторых международных рейтингах
Распределение международных студентов по странам приема в 2010 Источник: Education at a Glance 2012
Основные направления реформ Реорганизация сектора : отбор наиболее перспективных вузов + слияния (сжимание сектора как следствие) Повышение финансирования новых лидеров + финансирование лабораторий и программ по конкурсам Повышение качества образования Интеграция образования, науки и инноваций Акцент на интернационализацию
Слабая стартовая база НИУ Пример НИУ МИСИС в 2009 (+ цели 2017)
Слабая стартовая база НИУ Пример НИУ МИСИС в 2009 (+ цели 2017)
Условия для строительства университета мирового класса (по Д.Салми) Изобилие ресурсов Концентрация талантов Гибкое управление Благоприятная внешняя среда-экосистема Что в России? Стартовые позиции и первые результаты
Изобилие ресурсов? Университеты, получившие субсидии, вышли из режима выживания, смогли приобрести современное оборудование, повысить квалификацию кадров. Некоторые из них отказались от непрофильных факультетов (МИСиС от юридического), которые приносили доход, но несли в себе репутационные риски. Ведущие российские вузы получили меньше средств, чем в других странах в рамках Excellence Initiative : - НИУ: 1,8 миллиардов рублей или 60 миллионов долларов - Китай: 40 китайских университетов - 4,86 миллиардов долларов или 125 миллионов долларов каждый. - Каждый из 8 IDEX во Франции: 750-950 млн евро
Изобилие ресурсов? Расходы на одного студента к моменту начала программа развития очень низки даже в ведущих вузах (3000 в НИУ ВШЭ и в УРФУ, 3100 долларов в МИСиСе). Для сравнения: 16 300 долларов в Шанхайском университетет Jiao Tong University; 40 000 в Национальном университете Сингапура). Структура доходов в российских вузах: Госбюджет: 33% в бюджете Губкина и в НИУ ВШЭ, 57% в МИСиСе и 72% в Университете им. Баумана плата за обучение: 33,5% в Губкина, 25% в НИУ ВШЭ (для сравнения 18% в Гарварде, 8% в Кэмбридже). доходы от НИОКР (цель программы 2020 - 25%) – 7% в УРФУ, 13% в МИСиС; 15,4% в Губкина, Отсутствие у большинства вузов целевого фонда
Годовые расходы на одного студента (в долларах США, ППА)
Концентрация талантов? Студенты, магистранты и аспиранты Средний балл ЕГЭ в 2012: МГИМО – 92,3; Всероссийская академия внешней торговли - 86,8; НИУ ВШЭ - 86,4; Губкина 76,7; Баумана – 73,1; МИСиС – 67,3; УрФУ – 66,5. Пропорция магистрантов/аспирантов: 4,3% в УРФУ. Цель вузов – 20%. (для сравнения 35% в Кэмбридже и 64% в Оксфорде). Эффективность аспирантуры: 20% в Баумана; 32% в УРФУ; 30% в Губкина Доля иностранных студентов: 5% в Баумана, 8% в Губкина (20% в Гарварде, 40% в Парижском IEP) Не развита система постдоков, а уровень аспирантуры не входит в Болонский процесс (попытка СпбГУ с введением собственного PhD). Работа студентов: 30% студентов в МИСиС работают постоянно и еще 30% - эпизодически.
Концентрация талантов? Преподаватели и исследователи Средний возраст 53-55 лет (48 в ВШЭ) 90% преподавателей МИСиС – выходцы из него Занятия наукой: в 2010 45% вузов и 17% ППС занимаются наукой (пример статуса преподавателя-исследователя во Франции) Годовая нагрузка преподавателя (пример 100 часов для профессора, 192 для доцента во Франции) Статус и зарплаты преподавателя и научного работника (недавнее заявление В.Путина в ФУ им. Канта, закрепляющего отдельную зарплату за преподавание и науку) Иностранные преподаватели (0,1% в среднем по стране).
Гибкое управление? Давлеющая роль государства и министерства Отсутствие стратегического видения Ограничения автономии, финансовой и в управлении человеческими ресурами Новый тип ректоров-менеджеров в федеральных университетах Роль наблюдательных советов (пример УРФУ) Междисциплинарный подход (пример виртуального месторождения в Губкине) Проблемы слияния (пример УРФУ) Искоренение любых форм коррупции и фальсификации
Благоприятная внешняя среда? Общая экономическая ситуация в стране Руководство на общенациональном уровне, стратегическое видение развития Перспективы других университетов, не вошедших в лидеры Малое число предприятий, заинтересованных в инновациях и сотрудничестве с университетами в сфере НИОКР Качество подготовки будущих абитуриентов в средней школе Миграционное законодательство, основная цель которого – обеспечение безопасности Имидж страны за рубежом среди студентов
Excellence initiatives во Франции Традиционная система французского высшего образования Двойная разделенность: CNRS – Национальный центр научных исследований / Высшая Школа Университеты (статус госорганизаций, нет отбора студентов, большой отсев после года обучения, слабое финансирование, нет конкуренции, исследования) / Высшие школы (жесткий отбор, подготовительные отделения, лучшее финансовое обеспечение, но нет исследований) Высокая бюрократизация процесса в публичном секторе. Преподаватели – статус государственных служащих. Низкая мобильность студентов и преподавателей между вузами. Низкий процент иностранных преподавателей
Эволюция французского ВО 1984: Статус chercheur-enseignants (преподаватель-исследователь), 100-192 часа преп. нагрузки в год 1968 и 1984: создание UFR, полидицпиплинарные центры образования и исследований вместо факультетов 2006-2012: Создание 26 PRES (объединение университетов, высших школ и научных институтов). 2007: Закон LRU, о свободе и ответственности университета (бюджет и управление человеческими ресурсами) 2008: План «Campus», 10 конкурентопособных кампусов, 5 млрд евро (38 универистетов, 340000 студентов, 13000 преподавателей) 2012: 8 IDEX, полидисциплинарнык центры превосходства высшего образования и исследований, общий бюджет 7,7 миллиардов евро Активная интернационализация (пример Сьянс По – обязательный год за рубежем, 40% иностранных студентов, курсы на английском)
Пример: PRES Сорбонна, 2010г. 9 партнеров: 3 университета: Пантеон-Ассас (право и управление), Париж-Сорбонна (литература, искусства, SHS), Пьер и Мари Кюри (науки и инжерения) Инженерная школа: Технологичкий университет Компьень Бизнес-школа: INSEAD Национальнй музей естественной истории 3 научно-исследовательских учреждения: Национальный центр научных исследований CNRS, Национальный институт здоровья и медицинских исследований INSERM, Институт исследований по развитию IRD)
Пример: PRES Сорбонна (продолжение) Студентов: 63 000 из них 23 000 магистранты, 7 000 докторанты Иностранные студенты : 13000 (20%) Преподаватели: 5 000 Ассоциированные преподаватели: 3585 Вспомогательный персонал: 12000 Глобальный бюджет: 684 миллиона евро (расходы 11 000 евро на студента)
Сравнение МГУ и Париж 11 в Шанхайском рейтинге 2012