И.Ю. ЛарионовЭтика научных исследований с применением животныхЗИМНИЙ СЕМИНАРРузаевка, 31 января – 3 февраля 2008
Что нас в этом не устраивает Тестирование лекарств на животныхИсследования природы и течения болезней на животныхИспользование животных в учебных целяхИспользование животных для разработки косметики и т.п. средствИспользование животных как биореакторов для синтеза ряда химических соединений Использование животных как резервуара для хранения и размножения вирусов Содержание животных, предназначенных для экспериментовГенетическое моделирование Использование в экспериментах бродячих животных и животных из приютов
теория Возможно ли вообще нравственное отношение к животным, обладают ли они моральным статусом или моральной ценностью?Присущи ли моральная ценность или права животным самим по себе?Есть ли основания относиться к гибели животных в ходе эксперимента, а также к боли, ими испытываемой, с нравственной точки зрения?Имеются ли нравственные аргументы, оправдывающие эксперименты на животных?Необходимое концептуальное ограничение:Опыты на животных нельзя рассматривать как жестокость, т.е. намеренное бессмысленное причинение страданий.
Антропоцентризм Человек качественно отличается от животных (благодаря личности, способности к моральному страданию, свободы, ответственности и т.п.; религиозный аргумент: благодаря наличию души, особой связи с богом и особого места в мире). Моральным статусом обладают только люди, и моральные отношения возможны только между ними. Ряд исследований с использованием животных приносит огромную пользу человечеству.
Потребительское отношение к животным как версия «жесткого» антропоцентризма Использованием человеком животных естественно, животные предназначены для использования человеком (религиозный аргумент). Эксперименты над животными не менее оправданы, чем всякое другое их использование, в т.ч. употребление в пищу.
Версии «мягкого» антропоцентризма «Гуманизм», утверждение эстетической ценности и вторичного морального статуса животныхОтношение человека к животному отражает уровень развития самого человека, в том числе нравственный.Определение морального статуса животных по наличию способностей, специфических для человекаВысшие животные (напр. приматы) имеют интеллектуальные способности, сходные с человеческими, что наделяет их подобием морального статуса.
Консервативный сциентизм Исследования с участием животных приносят огромную пользу человечеству и способствуют прогрессу познания, которое является одной из ценностей человечества. Один из основателей экспериментальной медицины и пропагандист экспериментов на животных Клод Бернар («Введение в экспериментальную медицину», 1865): следует проводить исследования на животных, проводить эксперименты на людях и допускать случайности безнравственно.Множеству важнейших достижений в области медицины мы обязаны экспериментам на животных («White Paper» of American Medical Association: The Use of Animals in Biomedical Research: The Challenge and the Response. Washington, 1988).Использование животных в экспериментах соответствует стандартам современной науки, является неотъемлемой частью современного познания.Качество жизни животных, используемых в экспериментах, часто лучше, чем животных на воле или используемых в хозяйстве.
Естественнонаучный (неморальный) аргумент против некоторых исследований с участием животных Организмы животных разных видов (в т.ч. человека) не совпадают, и результаты, полученные на одних видах, не могут быт механически перенесены на другие, т.о. проведение этих экспериментов - по крайней мере, в медицинских целях - нецелесообразно.
Концепт «внутренней ценности» живых существ Животные являются субъектами жизни, которая выступает ценностью сама по себе (А. Швейцер). Природа, животные как части жизни обладают внутренней ценностью, которая должна быть уважаема и хранима сама по себе (Б. Кэлликотт).
Концепт «прав животных» Животные как субъекты жизни и существа, обладающие внутренней ценностью (см. выше) что само по себе наделяет их правами. Следует расширить и, при необходимости, изменить существующее понимание сущности «права» и средств их защиты. (Т. Риган)Определенные общественныеинституты вправе взять на себя заботу о защите прав животных, в том числе используемых в научных экспериментах.
Патоцентризм – представление о способности чувствовать боль «Если существо не способно страдать или радоваться, проблемы не возникает» (П. Сингер).Способность чувствовать боль может быть связана с наличием нервной системы и других органов, что может быть определено современными научными методами.
Концепт «благосостояния животных» (animal[s] welfare) Следует признать необходимость обеспечить животным, используемым в экспериментах, определенную степень качества жизни, комфорта и минимизировать их страдания.
что на самом деле? консервативныйсциентизм признание этического аспекта деятельности ученогодекларацииполитика
Славой ЖижекЖелание: Влечение =Истина: Знание Разве современная наука, которая демонстрирует «слепое упорство» влечения (к смерти), не служит парадигмой «ацефалического» знания. Это знание не затрагивает ни внутреннего отношения к истине, ни субъективной позиции высказывания. Современная наука движется в этом направлении, невзирая на цену – удовлетворение здесь обеспечивается самим знанием, а не моральными или общественными целям, которым, как предполагается, это научное знание служит
«Моральными я называю вопросы справедливой совместной жизни». Мораль – не «заколдовывание природы», а противопоставленный грубой автономии индивидуально принимаемых решений «достигший уровня рефлексии модерн». Юрген Хабермас«Будущее человеческой природы»
Инструменты внедрения этических стандартов в научные эксперименты с использованием животных Построение иерархии морально значимых существПравило «трех R» - «three Rs» (W. Russell и R. Burch)Декларации и законодательное регулированиеПрактика «справедливого возмещения» (П. Тейлор)
политика в отношении исследований с использованием животных(по Brody B.A. The Ethics of Biomedical Research. An International Perspective. NY – Oxford, 1998. Р.18) Какие животные защищаются; какие больше, какие меньше?На внедрение какой политики делается особенный акцент?Какие существуют требования по замене одних животных другими?Какие существуют требования для общего сокращения экспериментов с использованием животных?Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в ходе самого исследования?Какие выдвигаются требования для минимизации страданий и дискомфорта в жизни животного, предназначенного для опытов?Есть ли требования по балансу потерь животных и приобретений для человечества?