Задержка психического развития - негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
Первая клиническая классификация ЗПР (Т.А.Власова и М.С.Певзнер,1967 г.) психический и психофизический инфантилизм, проявляющийся в эмоционально-личностной незрелости; астенические и церебростенические состояния, проявляющиеся в нарушениях познавательной деятельности.
Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР (Г.Е. Сухарева, 1971 г.) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; нарушения при различных формах инфантилизма; вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
Группы ЗПР (В.В.Ковалев, 1979 г.) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка ; энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза; интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации; интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
Группы ЗПР (И.А.Корабейников и Е.Л.Инденбаум, 2009 г.) дети с недостатками отдельных психических функций, в основном с проблемами регуляции своей деятельности поведения; дети с пограничной интеллектуальной недостаточностью.
Группы ЗПР (Н.Я Семаго, М.М.Семаго, 2002 г.) подгруппа «задержанное развитие»; подгруппа «парциальной несформированности высших психических функций»: - с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; - с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонента; - с несформированностью смешанного типа.
Классификация ЗПР (по К.С.Лебединской, 1982 г.) Задержка психического развития конституционального происхождения. Задержка психического развития соматогенного генеза. Задержка психического развития психогенного генеза. Задержка церебрально-органического генеза: - с преобладанием нарушений эмоционально- волевой сферы - органический инфантилизм; - с преобладанием нарушений познавательной деятельности – пограничное состояние с умственной отсталостью.
Причины задержки психического развития: перинатальные поражения центральной нервной системы, эпилепсия и эпилептические энцефалопатии; гидроцефалия; новообразования головного мозга; пороки развития головного мозга; наследственные хромосомные болезни; наследственные синдромы; нейрокожные синдромы; врожденные эндокринные заболевания; аутистические расстройства; соматическая патология (болезни сердца, почек ); снижение зрительной и слуховой функции.