Уровневый подход в организации коррекции и развития детей младшего школьного возраста с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи при задержке психического развитияАвторы:Курдюмова Галина Викторовнаучитель-логопедКорниенко Мария Николаевнапедагог-психологКГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 4», г. Амурск
«Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»
АктуальностьОвладение регулятивными, познавательными, коммуникативными, универсальными действиями
Поиск оптимальных решений для достижения положительных результатов с учетом уровня развития каждого ребенка. Включение уровневого подхода в коррекционно-развивающий процесс
Структура дефекта
Структура дефектаНизкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, переключаемость, объем
«Современная психолого-педагогическая типология детей с задержкой психического развития разработана Е.Л. Интенбаум. Критерием разграничения типов нарушенного развития служит соотношение уровня и качества сформированности познавательных и социальных способностей. Диапазон различий в степени дефицита этих способностей и их соотношений весьма значителен у данной категории детей, что требует большего, чем это представлялось ранее, многообразия образовательных маршрутов и более дифференцированной коррекционной помощи»
Критерий разграничения типов нарушенного развития по Е.Л. Инденбаум
Основание для внедрения уровневого подхода в коррекционно-развивающий процесс
Основанием деления на два уровня стала предложенная Л.И. Переслени дифференциация по ведущему фактору в структуре дефекта «внутри» полиморфной группы детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Первая группа – это дети, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной деятельности, а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени выраженности регуляторных расстройств (по М.С. Певзнер, это дети с неосложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом). В то же время у детей этой группы наблюдаются знаки неврологического неблагополучия, поэтому их так же можно отнести к категории детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Вторая группа – состоит из детей с негрубыми первичными нарушениями когнитивного компонента познавательной деятельности, сочетающимися с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Таким образом, основополагающим становится принцип «первичности-вторичности» дефекта (по Л.С. Выготскому).
Цель включения уровневого подхода в коррекционно-развивающий процесс :создание условий эффективного устранения речевых нарушений при ЗПР, развития и саморазвития личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для обеспечения качественного усвоения ими общеобразовательной программы.
Главные принципы личностно ориентированного уровневого коррекционно-развивающего обучения
Достоинства уровневого подхода
Базовый уровень предполагает осознание воспринятого и зафиксированного в памяти знания, где обучающийся умеет распознавать учебную информацию, давать готовое определение, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.На повышенном уровне обучающийся сможет преобразовать имеющиеся знания с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности, овладеть новыми способами и приемами действий и их практически применить в различных условиях.
Включение уровневого подхода в коррекционно-развивающем обучении детей младшего школьного возраста с недостаточной сформированностью средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи при ЗПР строится по принципу
Пример включения уровневого подхода на этапе создания предпосылок для коррекционного обучения
Ученик научится произвольности графо-моторных навыков: копировать образец, обводить по контуру, выполнять штриховку в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки.Ученик научится (получит возможность научиться) произвольным тонко координированным движениям руки: усвоит навык красивого письма, прорисовки мелких деталей в изобразительной деятельности; научится вырезать по контуру и по воображаемому контуру.
Пример включения уровневого подхода на этапе работы на фонетическом уровнеформирование у обучающихся навыков фонематического анализа через использование схемы словаразвитие операций сравнения, умение давать характеристику изучаемым звукамобогащение словаря обучающихся словами насыщенными изучаемыми звукамивоспитание контроля за собственной речью
Ожидаемый результатУченик научится выделять согласный/гласный звук в слове (в начале, середине, конце); подбирать картинки и слова на заданный звук; соотносить слово со схемой; составлять простые по структуре слова из звуков названных последовательно.Ученик научится (получит возможность научиться) самостоятельно определять последовательность и количество звуков в слове, место звука относительно других звуков; различать звуки в оппозиции; подбирать картинку и слово, в названии которых звук находится в различной позиции (в начале, середине, конце); составлять сложные по структуре слова из звуков названных последовательно и схему к слову.
Пример включения уровневого подхода на этапе работы на лексическом уровнеформирование у обучающихся полноценных представлений о составе словаобогащение словарного запаса путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи)развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, мышления посредством таких операций, как анализ, сравнение, обобщениевоспитание наблюдательности к языковым явлениям, коммуникативных навыков
Ожидаемый результатУченик научится разбирать слова по составу, соотносить слово со схемой.Ученик научится (получит возможность научиться) практическим навыкам самостоятельно образовывать слова приставочным и суффиксальным способами, составлять схему к слову.
Пример включения уровневого подхода на этапе работы на синтаксическом уровнеустранение аграмматизма в устной речиформирование у обучающихся полноценных представлений о роде имен существительных в форме единственного и множественного числа обогащение словаря через развитие умения подбирать форму числа и род имени существительноговоспитание языковой наблюдательности, коммуникативных навыков
Ожидаемый результатУченик научится согласовывать слова во фразе в роде и числе, правильно ставить к ним вопросы.Ученик научится (получит возможность научиться) практическим навыкам образования форм числа существительного в мужском, женском и среднем роде, умения согласовать существительные с другими частями речи в роде и числе, классифицировать предметы по числам и родам, применять знания норм орфографии.
Применение дифференцированных заданий обеспечивает каждому ребенку возможность достижения прогнозируемых результатов. Во время выполнения заданий обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении. Решается главная функция образования – гуманистическая, дающая возможность овладения учебным материалом на различных уровнях, чем снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.
Данный подход позволяет не только учитывать стартовые возможности обучающихся, но и пошагово увеличивать нагрузку, дозировано изменять материал от простого к сложному, расширить возможности каждого ребенка, не останавливаясь на достигнутом результате, а значит, сделать занятие интересным, доступным, тем самым, существенно повысить эффективность работы специалиста.
БЛАГОДАРим ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 272 с. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - URL: http://lib.rus.ec/b/347737/read#t25. Дата обращения 06.11.2013. Возрастные возможности усвоения знаний/ под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1966.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. со. в 6 т. Т. 3 /Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368с., ил.Дети с задержкой психического развития/ под ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966. – С. 236-277.Коноплева А.Н., Лещинская, Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. – (Коррекционная педагогика).Лебединская К. С. Задержка психического развития у детей. Причины аномалий развития у детей. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984.Лебединская К.С. Клиническая характеристика задержки психического развития. / Под ред. Т.А. Власовой //Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути ее преодаления. – Москва, 1976.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.Логинова Е.А. Особенности письма младших школьников с ЗПР. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1992.Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы. // Логопед. – 2004. – №1. – С. 4-10.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Звуковой анализ«Угадай, где спрятался звук?»Цель: (базовый уровень) ученик научится выделять голосом согласный [з]-[з’], [с]-[с’] в слове, подбирать картинки с этими звуками.Задание. Подбери картинки, в названиях которых встречается звук [з], а теперь – звук [з’], [с], [с’]. Назови ещё раз слова и выдели звуки голосом.
Звуковой анализЦель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться самостоятельно подбирать слово (картинку), в названии которых согласные звуки [з]-[з’], [с]-[с’] находятся в различной позиции (в начале, середине, конце) и объединять их в группы. Задание. Распредели картинки (слова) по месту расположения звука. Объясни свой выбор, уточняя назначение каждого предмета. Как можно распределить слова внутри каждой группы, объединенной одним общим звуком?
Слоговой анализ и синтез«Посчитай слоги»Цель: (базовый уровень) ученик научится делить слова на слоги.Задание. Покажи цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Цель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам слогового анализа, выделению ударного слога.Задание. Покажи цифру, соответствующую месту ударного слога в слове.
Слоговой анализ и синтез«Где слог, а где слово?»Цель: (базовый уровень) ученик научится составлять слово из предложенных слогов по порядку, подбирать схему к слову.Задание. Соедини слоги так, чтобы получились слова, подбери к каждому слову схему.
Слоговой анализ и синтезЦель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам слогового анализа и синтеза, составлять схему к слову.Задание. Прочитай запись в колонках. Если это слог, то под ним нарисуй контурно домик, если это слово, то нарисуй столько закрашенных домиков, сколько в этом слове слогов. Добавь недостающий(е) слог(и), чтобы получилось слово.
Однокоренные слова«Найди родственников»Цель: (базовый уровень) ученик научится подбирать родственные слова, правильно определять корень в словах.Задание. Какие слова принадлежат одной «семье». Выпиши (назови) группы однокоренных слов по столбикам. Выдели корень.Слова: дом, вода, домик, лес, домашний, водица, лесной, водный, лесок.
Однокоренные слова«Найди родственников»Цель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам самостоятельно различать и разводить понятия родственных и однокоренных слов.Задание. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень.
Антонимы«Подбери слово»Цель: (базовый уровень) ученик научится находить слова противоположные по смыслу.Задание 1. Подбери слово, противоположное по смыслу:
Антонимы«Подбери слово в словосочетании»Цель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам самостоятельно подбирать слова противоположные по смыслу, объяснять их значение.Задание 1. Подбери слова-антонимы к многозначным словам.
Синонимы«Подбери слово»Цель: (базовый уровень) ученик научится находить слова, имеющие одинаковое или близкое лексическое значение.Задание . Подбери слово, одинаковое по значению.
Синонимы«Подбери слово»Цель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам самостоятельно различать и подбирать подходящие по смыслу синонимы к словам, объяснять их значение.Задание . Продолжи цепочку:
Согласование в роде и числе«Соедини слова»Цель: (базовый уровень) ученик научится согласовывать слова в числе, роде правильно ставить к ним вопросы.Задание . Подбери к существительным прилагательные. Выдели окончания.
Согласование в роде и числе«Соедини слова»Цель: (повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам самостоятельно согласовывать существительные с другими частями речи в числе, роде.Задание . Вставь нужные окончания вместо точек: