Зарождение и развитие педагогической традиции в Древней Руси и Московском государстве (X-XVI вв.) Презентацию подготовила учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»Ларионова Е.А.
Воспитательные традиции Древней Руси.Воспитательные традиции Древней Руси.
За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение.Средства физического воспитания:- закаливание;- подвижные игры;- физический труд.
Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание.В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.
Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество.Песни ПотешкиСказки ЗагадкиПословицы БылиныГлубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших;- главенствующая роль отца;-уважение к матери;-осознание сыновнего долга;-обязанность беречь достоинство;- быть благодарным людям.
. Византийское влияние. Принятие христианства.
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни.Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение книгам».Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях.В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения.Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.
Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая.Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми. Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник. Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха.Владимир Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.
Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между властью и её подданными , отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми.Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств , включающих этикет, манеры и тон поведения.Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека.Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
Развитие образования в Московском государстве.
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.
В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение.С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов.Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр.В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы.В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.
Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства.Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.
Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает:-по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение;-завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.
Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в образованности.В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму.Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году.В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.
Спасибо за внимание!