Семьи, имеющие в своем составе лиц с алкогольной и др. видами зависимости. Семьи, имеющие в своем составе лиц с алкогольной и др. видами зависимости. Семьи, в которых регулярно происходят инциденты, связанные с моральным или физическим насилием. Семьи с низким социально-экономическим уровнем.
Семьи с нарушениями детско-родительских отношений. Семьи с нарушениями детско-родительских отношений. Приемные и патронатные семьи. Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов. Молодые семьи, испытывающие социально – экономические и психологические трудности.
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием; Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием; Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его воспитание и обучение; Распознавание и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка; Консультирование (групповое и индивидуальное) детей и их родителей; Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-значимых мероприятий.
Наблюдение Наблюдение Беседа Анкеты, опросники Метод убеждения Метод социометрии Метод проектирования Рефлексия Сотрудничество Консультирование и др.
Специалисты социальной службы. Специалисты социальной службы. Инспекция по делам несовершеннолетних. КДН и ЗП. Работники образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник). Специалисты здравоохранения. Специалисты общественных организаций и др.
Одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 15 и 13 лет, официально не работает, живут на временные заработки. Старший сын Сергей часто пропускает занятия в школе, плохо учится, большую часть времени проводит вне дома, гуляя с друзьями. В компании он употребляет спиртные напитки. Взаимоотношения матери с сыном конфликтные, нет взаимопонимания. Одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 15 и 13 лет, официально не работает, живут на временные заработки. Старший сын Сергей часто пропускает занятия в школе, плохо учится, большую часть времени проводит вне дома, гуляя с друзьями. В компании он употребляет спиртные напитки. Взаимоотношения матери с сыном конфликтные, нет взаимопонимания.
Подготовительный этап Подготовительный этап Диагностический этап Реабилитационный этап Завершающий этап
Сбор информации о семье и ребенке Сбор информации о семье и ребенке (Ф.И.О. членов семьи, категория семьи, возраст, образование, место работы, доход, сведения о детях, состояние здоровья). Прояснение проблемной ситуации. Установление доверительного контакта. Составление социально –педагогической программы реабилитации. Составление плана взаимодействия с семьей.
Первичный патронаж семьи - обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку. Первичный патронаж семьи - обследование жилищно-бытовых условий, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку. Проведение беседы с матерью и ближайшим окружением ребенка. Диагностика ребенка (выявление причин непосещения школы, ценности, мотивы, личностные особенности ребенка, склонность к девиантному поведению, взаимоотношения в семье и отношение к членам семьи, профориентация) . Диагностика матери (диагностика детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания, исследования личностных особенностей). Взаимодействие с заинтересованными лицами образовательного учреждения (классный руководитель, учителя, психолог, медицинский работник и др.) Составление плана сотрудничества со специалистами. психолог, ИДН, УСЗН района, ДОУ, КТОС и др.
Проблемы ребенка Проблемы ребенка низкая школьная мотивация, пропуски учебных занятий, вредные привычки, низкая самооценка, недостаточно сформированные навыки социального взаимодействия. Проблемы родителей бесконтрольное поведение несовершеннолетнего, попустительское отношение матери к поступкам ребенка Общесемейные проблемы нарушение детско-родительских отношений, низкий экономический уровень
Информационно-профилактические беседы с ребенком в школе Информационно-профилактические беседы с ребенком в школе Развитие у ребенка интереса к познавательной деятельности Участие ребенка в тренинговых занятиях Отслеживание выплаты детского пособия и постановка на бесплатное питание
Проведение индивидуальных бесед с матерью (информирование о возрастных особенностях развития ребенка и др., по вопросам общения с ребенком, повышение ответственности за воспитание ребенка). Проведение индивидуальных бесед с матерью (информирование о возрастных особенностях развития ребенка и др., по вопросам общения с ребенком, повышение ответственности за воспитание ребенка). Индивидуальные психологические консультации. Привлечение матери к участию в жизни школы и класса, где обучается ребенок (организация и проведение праздников, экскурсий и др.) Оказание помощи матери в поиске постоянного места работы (информирование о службе занятости, координаты). Семейное консультирование, направленное на гармонизацию детско-родительских отношений. Вовлечение семьи в совместные культурно –массовые мероприятия (поход в парк, кино, театр и др.)
Проведение информационно- профилактических бесед по теме: «Формирование здорового образа жизни» (о влиянии психоактивных веществ на организм, разговор о пользе занятий спортом, информирование о ДОУ и КТОС по месту жительства). Проведение информационно- профилактических бесед по теме: «Формирование здорового образа жизни» (о влиянии психоактивных веществ на организм, разговор о пользе занятий спортом, информирование о ДОУ и КТОС по месту жительства). Индивидуальные консультации с ребенком. Классный час по теме: «Книги это интересно…» (с участием библиотекаря школы). Практические занятия совместно с психологом, учителем информатики, классным руководителем по теме: «Мир профессий». Тренинговые занятия по теме: «Я и взрослые», «Конфликты в семье: пути преодоления», «Я познаю себя», «Учимся общаться вместе».
Подведение итогов и оформление отчетности о проведенной работе по реабилитации семьи. Подведение итогов и оформление отчетности о проведенной работе по реабилитации семьи. Контрольный патронаж для отслеживания динамики изменений в семье (1 раз в квартал). Предполагаемая динамика изменений: Улучшение общей ситуации в семье, гармонизация детско-родительских отношений, ведение здорового образа жизни ребенком, регулярное посещение школы. Устройство матери на постоянную работу.
Разработка программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации: беседа с учителями и с классным руководителем; беседа с родителями; изучение особенностей развития; сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы; изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем; изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса); анализ социального портрета класса; анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях: наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…); появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.); пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин; употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; резкого ухудшения состояния здоровья; в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя: взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других; организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); организацию и предоставление бесплатного питания в школе; обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи; защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.