Методики профессионально-ориентированного обучения «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить…» Немецкий педагог Адольф Дистервег
МОДУЛЬ 1 МОДУЛЬ 1 Теоретико-методологические основы изучения технологий профессионально-ориентированного обучения
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Но вместе с тем в последние 10-15 лет в мире все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ, т.е. в рамках традиционных методических подходов, и все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Суть мирового кризиса видится прежде всего в ориентации сложившейся системы образования (так называемое поддерживающее обучение) в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.
Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. Современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.
Основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России. Основные задачи реформирования системы вузовского образования сводятся к решению проблемы как содержательного, так и организационно-управленческого характера, выработке взвешенной государственной политики, ее ориентации на идеалы и интересы обновляемой России. Очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера. В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости смены парадигмы образования.
Существует концепция, разработанная учеными Международной академии наук высшей школы В. Е. Шукшуновым, В. Ф. Взятышевым и др. По их мнению, научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и "теории практики" Существует концепция, разработанная учеными Международной академии наук высшей школы В. Е. Шукшуновым, В. Ф. Взятышевым и др. По их мнению, научные истоки новой образовательной политики следует искать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и "теории практики"
Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества. Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и др.) нужны, чтобы иметь современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования - с обществом. "Теория практики", включающая современную педагогику, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить в совокупности новую систему образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления. Она же явится инструментом реформирования и адаптации системы образования к изменяющимся условиям жизни.
Основные дидактические единицы курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения»: Виды учебной деятельности преподавателя: технологии проведения лекций, семинаров, практикумов и практики, их общие и частные цели, содержание, методы и средства обучения каждого вида занятий и примеры их реализации; Методические и технологические проблемы современной дидактики средней и высшей школы (на примере конкретной дисциплины); Основы научно-методической работы: методы и примеры методической проработки профессионально-ориентированного материала; трансформация и структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, его моделирование на конкретных примерах;
Основные дидактические единицы курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения»: Основы учебно-методической работы: методы и приемы составления задач, упражнений, тестов, систематика учебных и воспитательных задач; отбор и структурирование информации на материале конкретной дисциплины; использование различных знаний как инструмента диагностики и метода формирования нового знания по дисциплине; методическая обработка различных примеров предметного материала; влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения; Способы создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса; Обзор современных образовательных технологий; технологии совместной исследовательской деятельности преподавателя и обучающегося (конкретная реализация);
Основные дидактические единицы курса «Технологии профессионально-ориентированного обучения»: Методы и технологии организации самостоятельной работы обучающегося; методы и приемы оценки качества образования и образовательного процесса, методы и технологии анализа учебно-социального состояния группы обучающихся; Способы математической обработки результатов учебной работы и психолого-педагогического анализа.
В ходе изучения курса будут раскрыты особенности конкретных видов технологий профессионально-ориентированного обучения А именно, будут даны ответы на вопросы: В чем заключается суть и содержательное своеобразие учебного процесса, построенного на основе применения данной технологии профессионально-ориентированного обучения? Каков способ структурирования содержания учебной информации при реализации данной технологии? Что является обучающей (дидактической) единицей данной технологии (проект; набор структурно-логических схем; учебный комплект алгоритмов; и т.д.)? Каковы действия преподавателя при реализации данной технологии профессионально-ориентированного обучения? Какова деятельность обучающихся при реализации данной технологии?
Дидактико-теоретические основы понятий «ОБУЧЕНИЕ» и «Профессионально-ориентированное обучение» Понятие «обучение» является предметом исследования раздела педагогики – дидактика - Это раздел науки, разрабатывающий проблемы обучения, в частности, проблемы постановки целей, проектирования содержания, методов и средств, организационных форм обучения, контроля и оценки результатов процесса обучения.
ОБУЧЕНИЕ – это: Целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования; Процесс познания или вид познавательной деятельности; Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений; Последовательно-изменяющаяся деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировозрения, трудового и нравственного воспитания; творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие обучающегося; Взаимосвязь процессов преподавания и учения.
Темы для самостоятельной работы: Дать понятие терминам: ПРЕПОДАВАНИЕ, УЧЕНИЕ В чем состоят следующие функции процесса обучения: образовательная, развивающая и воспитательная