Технология организации логопедического обследования Автор: учитель- логопед МОУ Сосновская СОШ №2 Локтева Инна Владимировна
Этапы логопедического обследования I этап. Ориентировочный. II этап. Диагностический III этап. Аналитический. IV этап. Прогностический. V этап. Информирование родителей.
Этапы Логопедического обследования
I.Ориентировочный этап Задачи первого этапа: Задачи первого этапа: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка; Виды деятельности: Изучение медицинской и педагогической документации; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями.
Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: Медицинская карта ребенка; Выписки специалистов; Заключения специалистов. К педагогической документации относятся: Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним; Школьный дневник
Изучение работ ребенка К данному виду документации относятся: рисунки школьные тетради дневник творческие поделки
Беседа с родителями Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб; Заполнение анкеты непосредственно родителями (матерью или отцом); Рекомендации для родителей.
II.Диагностический этап. При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов: Какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Характер несформированности языковых средств.
Кроме этого, мы должны рассмотреть: В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме); Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования: Педагогический эксперимент; Беседа с ребенком; Наблюдение за ребенком; Игра.
Характер дидактического материала в каждом конкретном случаи будет зависеть: От возраста ребенка; От уровня развития речи; От уровня психического развития ребенка; От уровня обученности ребенка.
Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования. 1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.
III.Аналитический этап Задачей аналетического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.
IV. Прогностический этап Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.
V. Информирование родителей. Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребенка.
Особые требования 1. Беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии. 2. Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку. 3. Беседа должна быть построена в конструктивном направлении.