МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет социологии и политологии Социальный конфликт Выполнила: Филиппенко Д. гр.3.4
План: Понятие социального конфликта Классификация конфликтов Динамика конфликта Функции социальных конфликтов Стили поведения людей в конфликтных ситуациях Вывод
Понятие социального конфликта Возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов.
Классификация конфликтов
По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов: 1) Внутриличностный конфликт; 2) Межличностный конфликт; 3) Конфликт между личностью и группой; 4) Межгрупповые.
Динамика конфликта Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: 1)предконфликтную (нарастание); 2)конфликтную (реализация) ; 3)послеконфликтную (затухание).
Стадии конфликта Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы. Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство. Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового.
Функции социальных конфликтов Конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения.
Стили поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.
Вывод Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия: своевременное определение причин конфликта; определение причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон: взаимное желание сторон преодолеть противоречия; совместный поиск путей к преодолению конфликта.