Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ № 1 2010-2011 уч.год
Актуальность Поворот системы образования к формированию ключевых компетенций
Компетенция круг полномочий какого-либо учреждения или лица. круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Компетенция (компетентность) - Способность, возникающая при освоении учащимися социального опыта человечества, то есть включающая знания, умение действовать по образцу, умение принимать решения в проблемных ситуациях, личностные ориентации. Понятие, включающее в себя знания, умения и навыки, но более широкое, чем сумма перечисленных качеств.
Компетенция (компетентность) - Понятие, включающее в себя не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач. Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности.
Ключевые компетенции - Широкий спектр деятельности Результат обучения не по одному предмету Универсальные знания и умения Обобщённый опыт творческой деятельности
Великобритания Компетенции в области коммуникации. Компетенции в отношении операций с числами. Компетенции в информационных технологиях. Компетенции в работе с людьми. Компетенции в усовершенствовании способностей к обучению и повышении результативности. Компетенции в разрешении проблем.
Некоторые ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Личностная
Требования к выпускнику Знать область, в которой будет происходить его деятельность. Владеть обобщёнными способами деятельности в данной области. Иметь собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области. Знать и быть готовым соблюдать правовые и моральные нормы, традиции. Иметь ценностные ориентации. Владеть общими компетенциями. Иметь желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками.
Стратегия модернизации содержания общего образованияКомпетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности Компетентность в сфере общественно-трудовой деятельности. Компетентность в бытовой сфере. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
Для формирования компетентности требуются Знания Способы деятельности Опыт творческой деятельности Социальные нормы Ценностные ориентиры Компетентность в самоорганизации Мотивы деятельности
Образовательная компетенция - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Базовые компетенции педагогаКомпетентность в мотивации учебной деятельности. Компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока. Компетентность в целеполагании учебной деятельности. Компетентность в вопросах понимания ученика. Компетентность в предмете преподавания. Компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач. Компетентность в разработке программ деятельности и поведения. Компетентность в организации учебной деятельности (в организации условий, в достижении понимания учеником учебной задачи и способов её решения, в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности).