Технология саморазвития личности школьника Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вязовка» Смыслова Галина Федоровна
Любая авторская школа из ничего не возникает. В ее основе всегда принцип. Е.Ильин
Технология саморазвития личности Предлагает широко использовать самоуправляющие (психогенные) механизмы развития личности, для чего включить в содержание образования метологическую компоненту – вооружить учащихся знаниями и умениями саморазвития и за счет этого поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению.
В условиях глубокого социального, политического и экономического кризиса российское образование продолжает развиваться, выдвигает ежегодно (а может быть, ежемесячно, ежедневно) десятки и сотни новых имён, новых идей, инноваций, технологий. При этом совершенствование образовательных технологий характеризуется следующими тенденциями: - содержание образования обогащается гуманитарным компонентом; - педагогический процесс становится личностно-ориентированным; - приоритет обучения знаниям переходит к обучению способом умственных действий; - взаимодействие учителя с учениками становится все более субъект-субъектным; - внешнюю мотивацию учения ребенка сменяет внутренняя.
Эти тенденции наиболее выражены в так называемых развивающих технологиях, которые в качестве важнейших концептуальных положений выдвигают: опережающую роль обучения в развитии личности; субъектность ребёнка в учебной деятельности; Акцент на формирование способов умственных действий; Ведущую роль теоретического знания, мышления в овладении основами наук. Реализация этих тенденций и положений в школьной практике вызывает трудности, в особенности в связи с требованиями, которые предъявляют к ученикам государственные стандарты.
Классификационная характеристика технологии саморазвития личности По уровню применения - это общепедагогическая технология, охватывающая целостный образовательный процесс на определенной ступени обучения в данном учебном заведении.
По философской основе – гуманистическая, антропософская. Концепция гуманизма выражается в признании ребенка – человека центром школьной образовательной системы, в природосообразности его приобщения к культурным формам; антропософская позиция реализуется в том ,что в учебно-воспитательном процессе строится система личностно ориентированных человековедческих знаний.
По основному фактору развития – психогенная, делающая ставку на внутреннюю нравственно-волевую мотивацию деятельности школьников.
По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторная + развивающая, направленная не только и не столько на запоминание и усвоение систем знаний, но главным образом на умение оперировать ими и применять их.
По ориентации на личностные структуры технология направлена на то, чтобы сформировать нравственно-волевой самоуправляющий механизм личности. Приоритетная цель технологии – развить самоуправляющие механизмы личности, ее Я- концепцию.
По характеру содержания и структуры – обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая, проникающая.
По типу управления познавательной деятельностью – система малых групп + программная (предполагает широко применять разнообразные программы индивидуализации и дифференциации обучения).
По организационным формам – классно-урочная + клубная; клубная форма – важный компонент жизнедеятельности школьника, ибо обеспечивает переход от учебной деятельности в учебной ситуации к внеурочной и практической деятельности в реальной жизненной ситуации.
По подходу к ребенку – личностно ориентированная: два субъекта одного процесса действуют вместе, являются сотоварищами, партнерами, составляют равноправный союз старшего и опытного с младшим и менее опытным; не один из них не стоит над другим.
По преобладающему методу – развивающая + саморазвивающая. Доминируют активные, проблемные, творческие методы с одновременным применением стимулирующих средств.
По направлению модернизации традиционного обучения – технология на основе активизации и интенсификации деятельности детей.
По категории обучающихся – массовая, применимая ко всем категориям и группам детей.
Психологические этапы деятельности