Планируемые результаты общего образования как цели и их оценка Т. С. Горбунова,ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
Состояние разработки и утверждения стандартов1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
Инновационность структуры стандартов Требования к результатам освоения основных образовательных программТребования к структуре основных образовательных программТребования к условиям реализации основных образовательных программ
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
НазначениеЗадают основные результаты образования – общие и по ступенямХарактеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуацияхПредметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.Пояснительная записка2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;3.Учебный план начального общего образования;4.Программа формирования универсальных учебный действий у обучающихся на ступени начального общего образования5.Программы отдельных учебных предметов, курсов;6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;8.Программа коррекционной работы;9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программ начального общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы:1. Целевой раздел содержит:пояснительную записку;планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы:2. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов;программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;программу коррекционной работы
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать следующие разделы:3. Организационный раздел включает:учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Планируемые результаты:три основные группы результатов
Оценка личностных результатовсформированность личностных универсальных учебных действийэффективность деятельности системы образования, ОУвнешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации
Оценка метапредметных результатовсформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действийуровень сформированности универсального учебного действияа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка
Оценка предметных результатовсформированность учебных действий с предметным содержаниемспособность к решению учебно-познавательных и учебно-практи-ческих задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметова) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценкав) процедуры внешней оценки
Универсальные учебные действияЛичностныеРегулятивные, включая действия саморегуляцииПознавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символическиеКоммуникативные
Основные направления внеурочной деятельностиСпортивно-оздоровительноеДуховно-нравственноеСоциальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.р.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням: Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Особенности предлагаемой системы оценки: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценку динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
Особенности предлагаемой системы оценки:использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.