Образовательные технологии
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Критическое мышление – это мышление: открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт, оценочное.
Этапы формирования: Первая стадия – вызова позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Функции фазы вызова Важнейшими функциями фазы вызова являются: Информационная. Мотивационная. Систематизационная. Целеполагания
Этапы формирования: Вторая стадия – осмысление позволяет получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Функции смысловой стадии Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.) На этом этапе урока учителю важно: «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова; давать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся.
Этапы формирования: Третья стадия – рефлексия позволяет: осмыслить всю полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Функции стадии рефлексии На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии
Фрагмент урока с использованием технологии критического мышления