Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1.Учебный элемент 1. 2.
Цели курса: овладение системой знаний о сфере образования; сущности, содержании и структуре образовательных процессов; о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; закономерностях целостного педагогического процесса;актуализация и рефлексия личностного опыта в образовательной сфере, построение личностной педагогической концепции и образа профессионализации;
Методология педагогической науки и практики Методология (знание о способе) – это: область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности
Методология педагогической науки и практики:Общенаучная методология представляет философские исходные положения научного познания и деятельности Частнонаучной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования
Частнонаучная методологияметодологические учения в педагогикеСистемный подход
Системный подход - рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Вопрос: в чем заключается сущность системного подхода в педагогике?
Частнонаучная методологияметодологические учения в педагогикеЛичностный подход
Личностный подход педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.
Личностный подход педагогике воспитание понимается как взаимодействие ребенка и взрослого. Следовательно! Личностный подход проявляется в ряде особенностей педагогического процесса (например, в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей учащихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы
Частнонаучная методологияметодологические учения в педагогикеДеятельностный подход
Деятельностный подход педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира.
Деятельностный подход педагогике обязывает рассматривать обучение и воспитание как сложную деятельность со структурой: Цель - задачи – методы действия - средства –- результаты.
Частнонаучная методологияметодологические учения в педагогикеКультурологический подход
Культурологический подход в педагогике Определяет воспитание как способ приобщение ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры учителя.
Методологические учения в педагогикеКаждый из подходов позволяет ответить на свой круг вопросов: культурологический: “Что связывает педагогическую теорию и практику?”, “Что обусловливает особенности педагогических идей и концепций?”, “Откуда возникают педагогические идеи и концепции?”;Педагогика рассматривается как особая знаковая социальная форма отражения существующих реальностей образовательного пространства, обусловленная как внутрисистемными отношениями между ее элементами, так и внешним (поликультурным) контекстом;
Методологические учения в педагогикесистемно-деятельностный: “Из каких элементов состоит педагогический процесс?” “Каковы содержание и структура педагогической деятельности?”, “Как связаны процессы функционирования и развития педагогических систем?”;исследуются содержание активности каждого субъекта педагогического процесса в их взаимосвязи и взаимной обусловленности;
Методологические учения в педагогикеличностный: “Какой смысл педагогическое знание имеет для каждого субъекта образовательного процесса?”, “Каковы ресурсы и пути повышения профессиональной компетентности личности педагога?” и др. рассматривающий каждого участника образовательной системы в качестве субъекта жизни, культуры, личностного роста, развития и самореализации, а образовательное пространство – как среду, обуславливающую эти процессы.
Домашнее задание: подготовить письменные ответы на вопросы:В чем отличие обыденного описания объекта – от научного? В чем отличие методов педагогического исследования?
Список рекомендованной литературы по разделу:Основная литература:Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. -–Ростов-на-Дону. 1999. С. 3 – 24; 116 – 180.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю.К.Бабанского. М. 1988. С. 7 – 27. Дополнительная литература:.Амонашвили Ш.А. Единство цели. М. Педагогика. 1987 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. Изд. дом Ш.А.Амонашвили. 1996.Бахтин М.М. Человек в мире слова. М. Изд-во РОУ. 1995.Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //Педагогика. 1992. №5-6.Пахомов Н.И. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М. 1992.Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М. Новая школа. 1995.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1973.Соловейчик С.Л. Час ученичества. М. 1972.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М. 1948.Ушинский К.Д. Собр. соч. в 6 томах. Френе С. Избранные психологические сочинения. М. 1990