Литературная и общественная ситуация 40-х гг.XIX в.Творчество И. А.Гончарова.
План Характеристика общественной и литературной ситуации предреформенной эпохи.Основные факты биографии и творческого пути И.А.Гончарова.Характеристика романа «Обыкновенная история».
Литература: Краснощекова Е. Три «обыкновенных истории» в романе Гончарова.- В кн. Гончаров И. А. Обыкновенная история. М.,1987.Лощиц Ю. Гончаров. М.,1977.Петров Н. К. Творчество И. А. Гончарова. М., 1979.Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова- романиста. М.-Л.,1962.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
40 – е годы в истории русской литературы Период полной победы реализма. Появление новых писателей реалистов: Герцен, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Некрасов, Салтыков – Щедрин. Теорию реализма в искусстве разрабатывает Белинский.
В прогрессивном идейном движении 40-х гг. выделилось три основных группировки: Славянофилы – А. С Хомяков братья К. С. и И.С.Аксаковы, братья И.В. и П. В. Киреевские, Ю. Самарин и другие московские дворянские интеллигенты. Западники-либералы – В. П. Боткин, П.В. Анненков, К.Д. Кавелин и другие. Просветители-демократы, составлявшие левое крыло западников: Белинский, Некрасов, Герцен, Огарев.
Литературные салоны и кружки: В Москве известностью пользовался салон А. П. Елагиной, где бывали Герцен, Гоголь, Чаадаев. В 40-е годы поэтесса и драматург Е. П. Растопчина организовала салон, где бывали А. И. Островский, Тургенев, Тютчев. В Петербурге пользовался успехом салон Е. А. Карамзиной. Петербургские литераторы собирались в салоне В. Ф. Одоевского, где бывали Тургенев, Белинский, Достоевской, Некрасов.
Огромное значение приобретают журналы: «Отечественные записки».«Современник». «Москвитянин».
В русской литературе 40 – х. годов определилось два направления: Демократическое - главой направления становится Некрасов. «Чистого искусства» - представители направления Фет, Майков, Щербина, А. Н.
Гончаров И.А. Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 года.Детские годы прошли в патриархальной обстановке.Духовные интересы проявились в общении с крестным отцом Трегубовым.В детстве прочитал произведения Державина, Ломоносова, Фонвизина.
С 1822 – 1830 Гончаров учился в Московском коммерческом училище.Осенью 1831 года он поступил на словесный факультет Московского университета.Университетские годы для писателя прошли «без туч, без гроз, без бурь».
К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт.В журнале «Телескоп» в 1832 году напечатан отрывок из перевода романа Евгения Сю «Атар – Гюль».
По окончанию университета Гончаров с лета 1834 до 1935 пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора.10 лет жизни в столице писатель служил мелким чиновником министерства финансов.В 1838 г. Появились повести «Лихая болесть» и Счастливая ошибка в 1839 году.
Осенью 1852 года Гончаров отправляется в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле фрегате «Паллада» в качестве секретаря.Путешествие продолжается 2,5 года.В плавании он создает два тома очерков, изданных под названием «Фрегат «Паллада».По возвращению из путешествия Гончаров в 1856 г. Становится цензором.
В начале 70 – х. пишет свои «Заметки о личности Белинского».Последние годы жизни писатель провел в уединении, больной и одинокой.До глубокой старости он тянулся к творческой работе.15 сентября Гончаров умер.
Мировоззрение Гончарова Гончаров представлял историю как органический процесс, происходящий в природе.Гончаров считает, что история движется постепенно и органически, медленно происходят переходы от одной фазы в другую.Гончарову представляется, что каждый шаг вперед вбирает в себя лучшее из прошлого и присоединяет к нему новое.
Гончаров выступает против крепостного права.Писателю не свойственен политический и гражданский пафос, в творчестве нет картин страданий народа.Гончарова интересует смена укладов жизни и те люди которые представляют эти уклады.
Человек в понимании Гончарова тесно связан с той сферой, в которой он рос, к которой принадлежал.Писатель несет в себе черты массовой психологии людей данного уклада.Главным в творчестве Гончарова является утверждение, что человек – плод действительности.
В человеке, по убеждению Гончарова, есть глубокое стремление к гармонии, красоте, цельности.Идеал человека у писателя соединяет интеллектуальность, широту знаний, труд, необходимый для общества.
«Обыкновенная история» В 1847 г. В журнале «Современник» печатается роман «Обыкновенная история».Это не только первое значительное произведение Гончарова, но и первый русский роман.Впоследствии писатель стал восприниматься как автор «Обломова»(1859), и «Обыкновенная история» оставалась в тени.
Через 120 лет «Обыкновенная история» была поставлена в московском «Современнике».
К Гончарову имеется три разных отношения:Во – первых – забвение в славе.Во – вторых, автор романа с антинигилистическим элементом.В – третьих, писатель, чьё творчество может быть уложено в националистическую концепцию.
Действие романа охватывает время примерно с начала 30- х. и до середины 40х. В «Обыкновенной истории» нашли свое отражения те проблемы в русской жизни, которые происходили на почве развития буржуазно – капиталистических отношений в России.
Роман был направлен против крепостнической отсталости, против провинциально – помещичьей праздности, и отстоя.Своим романом Гончарову хотелось подчеркнуть приближение «Сознание необходимости труда, живого дела в борьбе со всероссийским застоем».
Образ Адуева- младшего В образе и судьбе Адуева, Гончаров воплотил «Всю праздную, мечтательную строну старых нравов».Александр Адуев был трижды романтиком: по натуре, по воспитанию и обстоятельствам.
Образ Петра Ивановича Петер Иванович честен и тверд. Он любит заниматься любимым делом. Образ дядюшки импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующий его черты.Но и в жизни Петра Ивановича не мало застойного, Рутина бюрократической службы, поездки на завод, карточная игра и д.р.
Женские образы Мать Александра одержана любовью к своему чаду.Наденька Любецкая – столичная жительница, капризно – грандиозная, самостоятельная в своих чувствах, и своенравна.Юлия Тафаева всем своим существом сосредоточена только на любви.
Называя свой роман «Обыкновенной историей», Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социально предопределено. В 40-х гг. «рассадником новизны» был Петербург.