Дифференциация процесса обучения (понятия и сущность)
дифференциация Это разделение, расслоение целого на части, которое может существовать как в реальной действительности, так и в мысленном представлении исследователя.
Дифференциация процесса обучения О каком целом идет речь в этом случае?
Дифференциация процесса обучения Это прежде всего разделение учащихся на группы в процессе обучения для последующей интеграции, т.е. объединения, с целью изменения процесса обучения в выделенных группах.
Дифференциация процесса обучения Разделение учеников и объединение их в группы может быть явным,т.е. группы будут четко определены, и неявным, когда границы между группами размыты (например, внутриклассная дифференцияция).
Признаки, положенные в основу деления Индивидуально-типологические особенностиОни присущи не одному ученику, а группам учащихся Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типлогических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах
определение Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Дифференциация и дифференцированное обучение Это две стороны единого педагогического явления и могут употребляться как синонимы.
Индивидуализация обучения Это учет индивидуальных особенностей каждого ученика.Это предельный случай дифференциации.
Соотношения индивидуализации и дифференциации И в индивидуализации и в дифференциации учитываются индивидуальные особенности учеников.Их отличие заключается в том, что при индивидуализации учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников.
Вариативность образования Обусловлена особенностями учителя и ученика.В процессе обучения происходит взаимодействие учителя и ученика через содержание образования.Если изменения содержания обусловлены индивидуально-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении, если же они связаны с предпочтениями учителя, его взглядом на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании.Вывод: понятие вариативности образования шире понятия дифференциации процесса обучения.
Немного истории Дифференциация в школе присутствовала всегда:Резкое повышение интереса к ней в 20-е, 60-е, 90-е годы.Снижение интереса в 30- 40-ые, 70-ые годы.
Уровни дифференциации 1-й – уровень класса (внутренняя)Различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса2-й – уровень школы (внешняя)Дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями3-й – уровень образовательной системы (внешняя)Дифференциация между школами, создание различных типов школ
Профильное обучение Как любое явление дифференциация обучения имеет содержание и формуСодержание – это специально организованный учебный процесс для определенной группы учащихсяФорма – это конкретные проявления дифференциации в практике обучения.Форма дифференциации по интересам и способностям учеников называется сейчас профильным обучением
Профили В концепции профильного обучения отмечены возможные направления профилизации, т. е. возможные профили: физико-математический, естественно-научный, информационно-технологический, гуманитарный, филологический, социально-экономический, оборонно-технический, художественный, агротехнический, индустриально- технологический.
Проблемы профильного обучения Отбор содержания учебного материала в профильных классах.Главное в изменении содержания – не его усложнение или упрощение, не добавление каких-то фрагментов или их исключение, а изменение самого подхода к отбору и изложению материала (образность мышления, развитие воображения, фантазии, эмоциональности, логики, четкости, свернутости мыслительной деятельности учеников).
Основные направления изменения содержания профилирующих дисциплин в естественно-научных классах Повышение теоретического уровня излагаемого материала (обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение количества рассматриваемых законов и закономерностей, повышение системности излагаемого материала
Основные направления изменения содержания Раскрытие методологических, науковедческих знаний: рассмотрение научных методов, нерешенных в науке проблем…Включение в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательской деятельности учащихся
Основные направления изменения содержания Выявление в содержании естественно-научного образования гуманитарных аспектов: включение объектов гуманитарных наук, и прежде всего человека с его ценностями, практической и научной деятельностью, в определенный культурно-исторический контекст.