МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫОдесский национальный университет имени И.И. МечниковаХимический факультет Направление подготовки/специальность: 6.040101, химияУчебная дисциплина: педагогика Личность как предмет воспитания студентки IIIкурса дневной формы обученияКомпанцевой Юлии Ивановны Преподаватель:к.х.н., доцент Анненкова И.П.
Развитие личности Личность- это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.К числу важнейших признаков личности относятся(по В.П. Тугаринову ):разумность;ответственность;свободу;личное достоинство;индивидуальность.
Закономерности развития Развитие происходит:В единстве биологического и социального в человеке.Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе). Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). (Так, возраст от 10 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение в 1-2 года - отличники в 1-2 классах.)Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).Через деятельность.
Влияние на развитие личности Что оказывает влияние на развитие личности??Социальные факторы: среда обитания, политические, географические Биологические факторы:генетика, наследственность, способностиПедагогические факторы: образование, воспитание, обучение, самовоспитание
Параметры развития Способности ребенка Фонды «могу » и «хочу» Качества его личности Ценности, к которым он приобщился Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие.
Базовые потребности Имеет значение в процессе воспитания уровень реализации базовых потребностей(безопасность, знание самого себя, компетентность, достоинство, способность устоять против любого воздействия), определяющий процессы развития личности. Вектор развития :Воспитание как целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств, тут играет решающую роль. Потребности Возможности Формирование способностей
Принцип личностного подхода в воспитании 1 Необходимо постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности (черты характера, взгляды, привычки) своих воспитанников2Привлекать воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.3Сочетать воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивать инициативу и самостоятельность, направлять ведущую к успеху деятельность.
Подходы к объяснению развития личности
Психолого-педагогические доминанты развития(кардинальные изменения ) Дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений. Младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник – школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе. Школьников среднего возраста: переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование. Старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее.