Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта Материал подготовлен Медведевой Н.Н. заместителем директора по методической работе
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег.
Работа с ППО Цель - повышение качества образования и воспитания. Предполагаемый результат — совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, внедрение инновационных технологий в воспитательный и образовательный процессы.
Из педагогического словаря под редакцией Г.М.Коджаспирова Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Этапы работы с ППО Выявление. Изучение. Обобщение. Распространение. Внедрение.
Уровни работы с ППО на уровне педагога; на уровне руководителя МО; на уровне творческих групп; на уровне администрации ОУ; на уровне РМК; на уровне ИПК и ППРО ОГПУ.
Работа с ППО на уровне педагога Самообразование. Самоанализ занятий и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение занятий и мероприятий. Оформление «Портфолио педагога».
Работа с ППО на уровне руководителя МО Посещение занятий и мероприятий. Работа с документацией. Выступления (из опыта работы) на заседании МО. Оформление творческой папки или «Портфолио» МО. Презентация МО.
Работа с ППО на уровне творческой группы Семинары. Мастер-классы. Творческие отчеты. Описание и презентация собственного опыта. Педагогические мастерские. Открытые занятия и мероприятия. Презентации детских творческих объединений и коллективов.
Работа с ППО на уровне ОУ Педсоветы. Методические дни. Оформление «Портфолио ОУ». Научно-практические конференции. Мастер-классы. Составление информационно-педагогического модуля. Аттестация педагогов на вторую категорию. Фестивали педагогических идей. Размещение ППО на сайте ОУ. Направление описания ППО в РМК.
Работа с ППО на уровне РМК Научно-практические конференции. Мастер-классы. Педагогические чтения. Семинары-практикумы. Конкурсы профессионального мастерства. Аттестация педагогов на первую категорию. Педагогические выставки. Формирование банка адресов ППО. Размещение ППО на сайте РМК. Направление описания ППО в ИПК и ППРО ОГПУ.
Работа с ППО на уровне ИПК и ППРО ОГПУ Научно-практические конференции. Семинары. Педагогические чтения. Конкурсы профессионального мастерства. Аттестация педагогов на высшую категорию. Формирование банка адресов ППО. Размещение ППО на сайте ИПК и ППРО ОГПУ. Фестивали педагогических идей. Распространение ППО через печатные издания.
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта Соответствие ППО тенденциям общественного развития, социальному заказу. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Наличие в нём элементов новизны. Актуальность и перспективность. Репрезентативность ППО. Соответствие ППО современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Классификации ППО Комплексный. Коллективный, групповой и индивидуальный. Дающий высокие результаты по признаку эффективности. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный. Эмпирический, научно-теоретический. Психолого-педагогический, практический. Длительный, кратковременный.
Система работы по изучению ППО 1. Выявляется общая методическая система работы. Анализируется по критериям: педагогические задачи; деятельность педагога; деятельность обучающихся; оснащение мероприятий; организационные формы воспитания; организация внешних условий; результаты воспитания.
Система работы по изучению ППО 2. Выявляется частная методическая система: планирование педагогом мероприятий; подготовка педагога к мероприятиям; средства и приемы, повышающие эффективность каждого мероприятия; индивидуальные работа с обучающимися; средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи.
Система работы по изучению ППО 3. Анализ и обобщение опыта должны проводиться при контакте с педагогом. При этом: руководитель должен знать сильные и слабые стороны педагога; помочь педагогу осмыслить свой опыт; организовать работу педагогу по обобщению опыта; научить самоанализу работы.
Методика обобщения и распространения ППО Организационные единицы Формы Методы Методические объединения Открытые занятия Наблюдения Научно-педагогический семинар Научно-практическая конференция Беседа Проблемная лаборатория Совет педагогов Анкетирование Школа передового опыта Педагогические чтения Анализ документации Школа педагогического мастерства Педагогическая выставка Хронометрирование Спецкурс Диспуты и дискуссии и т.д. и т.д. Самообразование Семинарские занятия Практикумы Консультации
Программа изучения и обобщения опыта 1. Выявление объекта изучения: оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; первый сбор информации о деятельности педагога; выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; определение объектов изучения.
Программа изучения и обобщения опыта 2. Постановка цели изучения: выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий план педагога; формулировка проблемы; теоретическое обоснование опыта; выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта.
Программа изучения и обобщения опыта 3. Сбор информации об изучаемом опыте: отбор методов сбора и обработки информации; составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме; реализация методов сбора информации об опыте.
Программа изучения и обобщения опыта 4. Педагогический анализ собранной информации: расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
Программа изучения и обобщения опыта 5. Обобщение опыта: систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; формулировка сущности и ведущей идеи опыта; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Формы и методы работы администрации и педагога по обобщению опыта Консультации устные. Консультации письменные. Памятки педагогу. Обеспечение педагогов литературой по теме. Наблюдения за работой педагога, советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы. Подготовка педагога советы ему в ходе его учебно-воспитательной работы. Подготовка педагога к выступлению с сообщениями и докладами на педсоветах, педчтениях, конференциях.
Этапы работы над обобщением своего опыта Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части, представляющей наибольший интерес и актуальность. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу. Планирование работы по избранной теме.
Этапы работы над обобщением своего опыта 4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера. 5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов. 6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог подошел к данной теме; описание и обобщение своего опыта по данному вопросу.
Памятка «Как обобщать свой опыт» Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, разработки, дидактические пособия, творческие работы обучающихся, свои наблюдения за развитием ребёнка. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе ваших товарищей. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.
Памятка «Как обобщать свой опыт» 5. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы. 6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия. 7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. 8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы обучающихся, списки литературы и т.д.). 9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
Примерный перечень материалов из опыта работы педагога Описание опыта работы. Фотография педагога. Фотографии кабинета, стендов, наглядных пособий и т.п. План самообразовательной работы. Разработки мероприятий, сценарии вечеров, праздников, встреч. План работы. Описание экскурсий, походов, экспедиций с приложением фотографий, дневников. Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п. Работа по изучению своей области, района и т.д. Карточка передового педагогического опыта работы.
Карточка передового педагогического опыта работы: Город ОУ Тема работы Основное содержание опыта работы Кто и когда изучал Решение об обобщенном опыте Наличие обобщенного материала Поощрения педагога (награды, звание) Проверка эффективности опыта Последователи
Схема описания ППО по модульной технологии Титульный лист Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) __________________________________________________________________ Ф.И.О. Тема опыта Идея опыта (главная цель)
Схема описания ППО по модульной технологии 1. Сведения об авторе: Ф.И.О. Образование Название (полное) учебного заведения, год его окончания Специальность по диплому Место работы Должность Педагогический стаж Стаж работы в занимаемой должности Квалификация Награды
Схема описания ППО по модульной технологии 2. Условия формирования опыта. Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
Схема описания ППО по модульной технологии 3. Теоретическая база опыта. Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. 4. Актуальность и перспективность опыта. 5. Новизна опыта.
Схема описания ППО по модульной технологии 6. Адресность опыта. Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.). 7. Трудоёмкость опыта. Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
Схема описания ППО по модульной технологии 8. Технология опыта. Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат. 9. Результативность опыта.
Приложения к опыту работы алгоритм подготовки к занятию; алгоритм проведения занятий и других видов деятельности; конспекты занятий; планы учебно-воспитательной работы с детьми; продукты детской деятельности; фотографии; аудио-видео-записи; дидактический материал; публикации в СМИ; выступления на методических мероприятиях; педагогическая диагностика; рабочая программа; план работы с детьми; и т.д.
Информационная карта ППО I. Проблема. II. Условия возникновения, становления опыта. III. Актуальность. IV. Теоретическая база опыта. V. Сущность метода. VI. Основные компоненты. VII. Новизна. VIII. Результативность. IX. Ведущая педагогическая идея. X. Адресная направленность. XI. Трудоемкость.
Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта Метод изучения продуктов деятельности К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения педагогической документации метод контент-анализа, позволяющий получить достоверную информацию путем ее специальной выборки. Контент-анализ (англ. content – содержание, analysis – разложение) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.).
Литература Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика. // Управление школой,2007,№13. – с.24-26. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,№5. – с.39-44. Гранты – не награда за прошлое, а авансы на будущее. // Управление школой. Первое сентября,2007,№9. – с.14-17. Гревцова И. Общественный школьный фонд. // Воспитательная работа в школе. -2004,№1. – с.53-61. За что дают деньги. О моделях грантовой поддержки системы образования в Великобритании. // Управление школой. Первое сентября. – 2007,№10. – с.41-43. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч,2006,№6. – с.113-116. Реестр образовательных проектов, получивших гранты Мингорисполкома в 2006 году. // Столичное образование сегодня. – 2007,№2. – с.52-68. Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. // Методист,2007,№3. – с.26-27. Сиденко А.С. Педагогические изюминки. // Папка. Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика: Методика в школе. Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. // Пазашкольнае выхаванне. – 2006,№5. – с.27-30. Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,№6. – с.34-43 Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта . // Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с.6-9. Шакура С.Д. Формирование умения учиться через коллективный способ обучения. // Веснiк адукацыi. – 2004, № 6. – с.39-42.