Компетентностный подход к обучению младших школьников Методические рекомендации для учителей начальных классов
Организация учебной деятельности на уроке в рамках компетентностного подхода • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Компетентностный подход Компетентность – это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации Компетентность – интегральное свойство, характеристика личности Компетентность включает когнитивную, этическую, социальную составляющую Компетентность – сумма умений, умноженная на морально- волевые качества человека, его мотивацию и стремление
Компетенция – наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся
Ключевые компетенции Познавательно-информационнаяСоциально-трудоваяКоммуникативнаяВ сфере личностного самоопределения
Различие подходов
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Повышение интереса к учебному материалу.Повышение уровня самостоятельности. Повышение уровня творческой активности.
Структура урока ВведениеПовторениеРабота над новым материаломЗакрепление, тренинг, введение нового в систему ранее изученногоИтог
Повышение интереса к учебному материалу
привлекательная цель Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить ее вслух?
Стимулирование внимания посредством изложения необычных фактов Как добиться того, чтобы удерживать интерес к теме в течение длительного отрезка времени? Речь учителя на уроке естествознания (тема «Вода»): «Однажды в одной африканской школе ребятам читали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Приемы: Отсроченная догадка:На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, - говорит учитель. – Как вы думаете, о каком? … Нет, это животное – не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожение многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное - … (дети узнают об этом на следующем уроке)Фантастическая добавка:Как бы вы повели себя, окажись на месте героев басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»?Или: предположим, что из-за повышения температуры птицы не будутулетать в теплые края в теплые края, а медведи и другие звери не будут впадать в спячку.Как это скажется на равновесии в природе?
Сочетание репродуктивных вопросов по теме с расширяющими и развивающими вопросами Дети знакомятся с сезонными изменениями в природе:Не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают. Растения роняют листья осенью, потому что к зиме готовятся. Листьям надо много влаги, а вода в почве зимой замерзает, и корни не могут ее выкачать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Именно в это время в листе вырастает особая пробковая перегородка. Подует ветер, волоконца оборвутся, и лист слетит с ветки. Но рвутся волоконца и от удара капли дождя, и под тяжестью самого листа. Репродуктивные вопросы: Как деревья готовятся к зиме? Что является причиной листопада? Как происходит листопад?Расширяющие вопросы: Есть ли ранки на ветках от опавших листьев? Почему зимой листья только повредили бы дереву?Развивающие вопросы: Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? Почему? Бывает ли листопад у хвойных деревьев? У каких деревьев осенью бывает не только листопад? Как готовятся к зиме другие растения? Животные?
Повышение уровня самостоятельностиучащихся
Намеренное включение в содержание уроков материала, содержащего ошибки Цель – развитие и активизация внимания, критического мышления, формирование мгновенной реакции на ошибки. Сначала ученики специально предупреждаются об этом, им можно даже подсказывать «опасные места» мимикой или жестом. Дети ищут ошибку индивидуально или в группах.Не получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять ее?
Приемы повторения на уроке Составление вопросов по теме.Авторский опорный конспект. Повторение с расширением.Повторение с контролем.Свои примеры.Пересечение тем.
Повышение уровня творческой активности на уроке
Приемы Мозговой штурм.Игры-тренинги: «да-нет» (задумывается предмет, правило и т.д.), использование случайного выбора (следует за этапом «накопления знаний и умений»), игра «точка зрения». Подготовка сообщений.Выполнение творческих домашних заданий (например, сочинение по тексту «сделай наоборот»), составление кроссвордов и т. д.
Значимый фактор результативности образовательной деятельности Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода, заключаются в следующем: Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
Школа саморазвития “Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. психолог П.Ф. Каптерев
Портфолио Это слово в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
Подведем итоги создать все перечисленные условия—дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.