Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85 Компетентностно-ориентированный подход в образовании младших школьников Шаньшарова Т.Л.
«…интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя)».
Создать условия для развития и становления компетентностной личности, готовой к самообразованию, социальному взаимодействию и готовности к принятию ответственных решений, приводящих к решению проблем.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Ключевые компетентности: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию; коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность (включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию); Информационная компетентность (включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов); Компетентность решения проблем (включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).
http://mega.educat.samara.ru/
МЕТОД ПРОЕКТОВ – ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Катя выше, чем Вова, Вова выше, чем Петя. Кто выше всех, кто ниже всех?
или-были старичок со старушкою. У них была дочка да сынок маленький.– Дочка, дочка! – говорит мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек. Будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Задания рабочей тетради «Победители стихий» объединены общим сюжетом выживания человека в экстремальных условиях; после освоения учащимися информацией проводится «игра на выживание». В рабочей тетради «Символика класса» учащимся предлагается создать символы класса, опираясь на разнообразные информационные материалы.
Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образованияТехнология включает: алгоритм запуска работы учащегося над проектом; алгоритм и техники педагогического сопровожденияпроектной деятельности; критерии, инструмент и процедуру формирующей оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащегося.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Структура заданий стимул; задачная формулировка; источник информации; бланк для выполнения задания; инструмент проверки (модельный ответ, соотнесённый с критериями).
Примеры заданийТы являешься корреспондентом школьной газеты «Камертон» и хочешь найти тему чтобы написать заметку в газету после чтения рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Составь заметку по его содержанию. Источник информацииЗаметка – краткое сообщение в печати, небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному.
План построения заметки Какие происходили события? Когда? Кто был участником? Что случилось? Какой вывод можно сделать? Придумай и запиши заголовок к своему тексту.
Примеры заданийНа детском телевидении был объявлен конкурсный набор внештатных репортеров. Чтобы принять участие необходимо написать репортаж о событии в школе, городе.Источник информацииРепортаж - в яркой форме, с подробностями сообщает о каком - либо событии, очевидцем или участником которого является автор.
Ладыженская Т.А. Речь.Речь.Речь. –М., Педагогика, 1990Узорова О. В. Нефедова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. –М., Аквариум, 1997
Примеры заданийТы являешься членом лекторской группы тебе необходимо выступить перед первоклассниками и порассуждать на тему «Сохраним природу нашей Родины». Для составления выступления воспользуйся текстом статьи учебника «Окружающий мир» с. 42 – 43. Составь свое выступление в форме диалога, используя вопросы: Что понравилось в статье? На что ты обратил особое внимание? Что тебя огорчило? По какой причине? Как надо вести себя в ситуации на правой картинке? Как ты объяснишь свое поведение детям? Какая основная проблема затронута в статье? Твоя задача – рассмотреть наиболее важную сторону поведения в природе, показать зависимость природы человека.
Работа в группах работать в группе с любым партнером или партнерами; работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Работа в группах Главное надо помнить - мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе! Таков девиз обучения в сотрудничестве. Помогая другим, учимся сами!
Традиционное обучениеИспользование аудио и видео материаловДемонстрация Участие в дискуссионных группахПрактическое действиеОбучение других / немедленное применение знаний
Константин ПаустовскийКорзина с еловыми шишкамиСтруктура заданий стимул; задачная формулировка; источник информации; бланк для выполнения задания; инструмент проверки (модельный ответ, соотнесённый с критериями).
Древняя мудрость в подарок«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда». Китайская пословица
Спасибо за внимание!