Как сблизить позиции школы и семьи Форма работы:Родительское собрание МБОУ «СОШ№56» Титушина Н.В.Чебоксары - 2011г
Работаем по принципу:Услышал – забыл,увидел – запомнил,попробовал – понял.Плохой учитель рассказывает, средний учитель показывает, хороший учитель вовлекает.
Какой результат хотим получить? МБОУ «СОШ№56»Титушина Н.В.
Установки. Позиция.Дети - «НАШИ»СотрудничествоЦель работы: объединение усилий школы и родителейРЕЗУЛЬТАТ:Родитель - союзник школы, союзник ребенка.
Что не нравится на родительских собраниях?Вывод: …
Что хочет получить родитель?В чем нуждается?Вывод: …
Актуальное состояние родителейЧувства Ожидания ЖеланияЗнанияУмения
Особенности родителей учащихся «группы риска»
Имеют проблемы в воспитании ребенка.Не справляются с задачами воспитания. Не справляются с ролью воспитателя- родителя…Имеют проблемы во взаимоотношениях с ребенком, друг с другом…Привыкли слышать в свой адрес…, про ребенка…Настрой на школу…
Направления помощи родителямНаладить адекватные отношения с ребенком.Показать конкретные шаги, действия.
Особенности учащихся группы риска
Особенности учащихся группы рискаУчеба не нравитсяНе хочется заниматьсяМного пробеловНе интересно учитьсяНе получается, требуется слишком много сил для учебыНе получают удовольствия от познавательной деятельностиЛегко сдаются нарушения в познавательной деятельности Конфликтуют с окружающими…
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениямиВ аффективной сфере; Педагогически запущенные дети; Дети с задержкой психического развития; С проблемами в развитии; С психопатоподобным поведением и т.д.
Для учащихся "группы риска" Характереннизкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.
Этих детей отличает отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат для удовлетворения инфантильных потребностей.
Не хочет учитьсяПочему? Причины ..
Ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие:пониженная обучаемость школьника;недостатки в развитии познавательных процессов;педагогическая запущенность;интеллектуальная пассивность;индивидуально – типологические особенности;отсутствие адекватной мотивации учения.
Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей:Неудовлетворительные показатели познавательного климата в семье;Наличие избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам подросток.Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.
Субъективные причины неуспеваемости по мнению профессора М.К. Тутушкиной, могут быть следствием того, что:в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности; родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.
Что может сделать…
В чем готовы сотрудничать, каким образом готовы взаимодействовать
Решение Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).
Зона ближайшего развития
От знаний к их использованию
Какие возможности Игровая ситуация Роли Активность каждогоВовлеченность – личный опытСоучастник решенийОтветственность за результат
Вопросы для обсуждения с родителями
Притча о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Типы неправильного воспитания: 1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта. 2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость. 3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок. 4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.
Группы критерий. Критерии, определяющие «группу риска»: Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропатолога. Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ, табакокурение, токсикомания, гиперактивность, другое
Журнал учащихся по группам риска