Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида. ПодготовилаСоциальный педагог ГБОУ СПО МОТОТСальковская О.Ю.
Цель взаимодействияспециалиста и родителей: Взаимодействие образовательного учреждения и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности ребенка, а также его адаптации и комфортности.
Работа социального педагога С родителями одаренных детейС родителями трудных детейС родителями ребенка – инвалидаС родителями педагогически-запущенного ребенка
Одаренный ребенок Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Работа с родителями одаренного ребенка ведется по направлениям :(по работе учителя Романовской Е.А.) : 1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 2. информационная среда для родителей; 3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 4. поддержка и поощрение родителей на уровне образовательного учреждения.
Психологическое сопровождение семьи способного ребенка: Работа с психологом:расширение возможностей понимания одаренного ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. (тесты, тренинги и т.д.)
Информационная среда: цикл родительских собраний,круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки (тесты, анкеты, разные ситуации для дискуссии).
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей: Совместная исследовательская деятельность:фоторепортаж, наблюдение, зарисовки, совместные экскурсии,презентации
Поддержка и поощрение родителей на уровне школы: Концерты для родителейБлагодарственные письмаГрамотыОдним из критериев результативности является удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в образовательном учреждении!
Трудный ребенок Трудный ребенок - это такой ребенок, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.
Типы "трудных" семей: 1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Работа с родителями трудного ребенка ведется по направлениям : Диагностика проблем семьи. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав. О содействие в получении социальной помощи. Анализ результатов работы.
Диагностика проблем семьи
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав Пропаганда ЗОЖПроведение индивидуальных профилактических бесед с родителями Организация встреч учителей и специалистов техникума с родителями Приглашение на заседания Совета профилактики Родительские собранияКонсультации по вопросам занятости во внеурочное время Обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних
О содействие в получении социальной помощи: Совместная работа с органами соц. защиты:ПособияПатронажКомпенсацииОздоровление и лечениеРеабилитацияСоц. картаПомощь в трудной жизненной ситуацииПенсии и т.д.
Анализ результатов работы. Показателем успешности работы с родителями трудных подростков будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Ребенок - инвалид Ребенок- инвалид - это ребенок с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталый ребенок.
Работа с родителями ребенка- инвалида ведется по направлениям формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных ресурсов;формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом;личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения. :
Формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.;образовательные семинары;психологические тренинги; общественные акции;пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти;занятия в системе «ребенок – родитель – специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.
ИЛИ (если личный контакт невозможен):1. Доски объявлений:– объявления о собраниях;– объявления о предстоящих мероприятиях;– информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;– высказывание детей в течение дня;– ежедневные расписания;– благодарности родителям.Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах.2. Брошюры:– помогают родителям ознакомиться с заболеванием и другими темами. Они могут содержать различную информацию.3. Информационные бюллетени:могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):– информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д.;– описание событий, происходящих в интернате;– описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;– изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе («Осень», «Моя семья», «Домашние животные» и т. д.).
4. Индивидуальные кармашки: (один раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.5. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно: – короткие сообщения о достижениях ребенка;– извещение о особых событиях;– благодарность родителям;– здоровье ребенка;– личный рост. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.6. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д.
Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии:материальное положениепроблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования.получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
Работа социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида (Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска). Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки.Этап – диагностический (Диагностика семьи: материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.)Этап - организационный (обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; отработка организационных форм работы, условий обучения; налаживание стиля семейного общения.)3. Этап - оценка эффективности проделанной работы. (устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей; уровень сформированности совместной деятельности;уровень развития навыков общения).
Работа с родителями с использованием методов активного социально-педагогического обучения (Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска). Цели: обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций; снижение тревоги и страха отвержения; коррекция личностных нарушений и установок. укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений; обретение уверенности в своих силах; закрепление гармоничного образа семьи;
Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности (Из опыта работы МБОУ СОШ №9 г. Бирска). Цели: групповое взаимодействие, знакомство, развитие координации, органов осязания и обоняния. укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений; обретение уверенности в своих силах; развитие мелкой моторики, телесного контакта, повышение самооценки.
Педагогически запущенный ребенок Педагогически запущенный ребенок – это устойчивое отклонение от нормы в поведении ребенка, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью
Формы педагогической запущенности (Э.С. Заседателева): I Форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития. Следствие: плохая успеваемость. II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности). Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей.III форма - неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности. Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе. Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.
Классификация В.Г. Баженов
Работа с родителями педагогически запущенного ребенка ведется по направлениям : Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.Консультирование.Работа с психологом (обязательно)А.К. Лукина
Спасибо за внимание!