Рябизова Валентина Сергеевна учитель русского языка, МХК и литературы МБОУ СОШ №119 г. Новосибирск 2012 г.
Общие сведения
Мнения моих учеников о том, каким должен быть современный учительГладченко К. : «Если учитель современный, то он должен разбираться во всех "современностях" - уметь пользоваться компьютером, знать слова 21 века (многие из которых - английские), вести активный образ жизни, ведь те, с кем он общается каждый день - подростки, которые никогда не сидят на месте. Это поможет ему понимать подрастающее поколение. Учитель должен подавать пример, чтобы дети, каждый день на него смотря, думали : "И я, когда вырасту, буду таким же активным, модным, веселым и буду прекрасно общаться с подростками, даже когда мне будет лет тридцать, сорок,.. семьдесят...»Петрова Д.: «Современный учитель должен одинаково отлично уметь общаться с детьми и знать свой предмет. Иначе дети просто не станут его слушать. Причём, учитель должен знать свой предмет гораздо глубже, чем дано в школьных учебниках.Также хороший учитель должен сам постоянно учиться новым технологиям, обновлённой школьной программе и так далее.»Кравченко А. : «Он должен просто хорошо учить - и всё!»Панасенко Ю. : «Современный учитель всегда должен совершенствоваться, находить новые способы преподнести традиционный материал. Человек-зажигалка, который пробуждает у детей интерес к своему предмету. Согласна, что учитель должен разбираться в новых технологиях, быть в курсе изменений в сфере образования. Также, мне кажется, что он должен поощрять высказывание собственного мнения ученика на уроках. Человек-проводник, который способен подавать пример детям собственной интересной личностью.»
…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение.Маршал Маклюэн Прочитав ответы учеников на вопрос «Каким должен быть современный учитель?», - мне захотелось понять: соответствую ли я тем параметрам, о которых говорят мои ребята…, всё ли я делаю для того, чтобы в последующем они не пожалели, что я была не только их учителем, но и классным руководителем… Я уверена, что современный учитель, чтобы давать качественные знания, должен научиться удивлять ежедневно, ежеурочно своих воспитанников. Чтобы ученик не просто шёл, а спешил к тебе на урок и сожалел, если по какой- то причине ты не смогла его провести. В жизни нужно уметь даже в чёрном и беспросветном видеть радость и надежду. Вот так с играми, забавами и шутками; с признаниями во время репетиций и поездок по родному краю, по бескрайней Родине и по Зарубежью пролетели годы… Жизнь, словно пропись в косую линейку, в которой так часто получалось, что буквы выпрыгивали за нужную линеечку, а ты всё шёл и работал, учил, жил вместе с ними их жизнью…
Когда сплавлялись по Катуни, была в лодке вместе с детьми. И после пятнадцатикилометрового похода играла с ними в футбол. Я просто уважаю их за возраст, за разум, за любовь ко мне, за поддержку и понимание. Покоряю горную вершину на Алтае тоже вместе с ними. Не надо себя жалеть - тогда и дети себя жалеть не будут. Что может быть нагляднее живого примера!? Когда ты сам начинаешь уборку в классе или на субботнике, а не стоишь и не командуешь. Вот я и считаю, как только ты повысил голос, решил, что ты теперь можешь всё - тебе не надо приходить больше к детям, которые всё понимают, чувствуют! Создай такую ситуацию, чтобы ребёнок проявил себя, поддержи его начинание. Не надо бояться признать то, что ты сегодня чего- то не знаешь. Будь честным- завтра ребёнок тебе будет доверять ещё больше. А если хоть раз обманешь… дети чувствуют ложь, второй раз они тебе уже не поверят и не доверят свою судьбу.Не надо бояться говорить с детьми обо всём, что их интересует, даже если это очень щепетильные вопросы. Если они тебе их задают- радуйся - тебе верят, от тебя ждут совета, а, может, и помощи. Сколько детских душ мы можем спасти, если попробуем помочь в этой ситуации, пусть даже человеческим отношение и добрым советом. И всё - таки основное в нашей работе - урок. Считаю, что сегодня без использования ИКТ и совершенного знания компьютера, учитель не вправе называть себя современным!
Использование ИКТ в качестве формирования познавательных компетенций школьников на уроках русского языка, литературы и МХКЦели и задачи:Совершенствование форм педагогического воздействия на уроках и во внеурочной деятельности с привлечением ИКТ. Совершенствование способов подачи и систематизации подаваемой информации.создание условий для эффективного использования информационных технологий в формировании познавательной компетенции старшеклассников.развитие речевой коммуникативной культуры.Углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса
Использую на уроках и во внеурочной деятельности Обобщающие схемы по темамПрезентации и слайд – фильмыВидеофильмы, интернет- уроки, аудиоматериалы, фонохрестоматии, звуковые диктанты, экскурсии и электронные пособияПроектыКомпьютерные тесты Творческие и исследовательские работыУчастие в интернет- конкурсах и проектах
Использование обобщающих схемИнтерактивная доска и мультимедийный проектор- важнейшие технические средства, помогающие сделать современный урок насыщенным, ёмким, а учащимся- легче усвоить основные понятия, термины; запомнить необходимые сведения. С их помощью я мгновенно вывожу на экран максимум полезной информации. Но чтобы эта технология работала максимально, я тщательно отбираю, систематизирую и оформляю материал, чтобы ученики могли в считанные минуты вспомнить пройденное, систематизировать полученные ранее сведения или увидеть, на что необходимо сделать акцент в темах, которые будут изучаться в ближайшее время.
Особенно удобны такие схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках.Помимо удобства для быстрого введения в тему или повторения, они помогают учащимся скорректировать их записи в тетрадях, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.Схемы, приведённые на этой странице, помогают ученикам усвоить принципиальную разницу в терминологии при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Опыт работы с презентациями Одна из любимых форм работы с мультимедийными технологиями – создание учебных и контрольных презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям. Ребята за несколько месяцев вперёд разбирают темы, по которым будут выступать моими сотрудниками. Сейчас в нашей методической копилке презентации практически к каждому уроку литературы, МХК и русского языка. Я охотно делюсь своими наработками с коллегами , размещая их на самых разных сайтах: Учительский портал «На урок» http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=ryabizovaЭлектронный журнал «Помощник учителю» http://www.pomochnik-vsem.ru/load/0-0-137-0-17
Cлайд - фильмы мы делаем по- разному: с музыкальным или словесным сопровождением, чаще без него, так как необходим комментарий со стороны учеников или учителя; с установленным периодом смены слайдов или по щелчку; иногда презентации насчитывают до 60 слайдов, когда необходимо дать представление о каком-либо общем явлении. Иногда работы небольшие, если нужно, чтобы обучающиеся запомнили что - то конкретное.
Когда мои ученики впервые перешли от рефератов и сообщений к компьютерным презентациям с привлечением интерактивных программ с тематических дисков и из Интернета, они сами увидели, какие перспективы открывает такой вид деятельности. Вырос познавательный интерес, повысилась самооценка, появилось стремление к самообразованию. Следующий шаг был- это уже межпредметные проекты. http://www.konkyrs.org/metodichka/viewowner/334.htmlСайты с моим работами
«Земные чувства все отдайте постижению новизны» Данте Алигьери Я зарегистрировала свою страницу на международном портале «Про школу» , где с удовольствием делюсь с коллегами своими разработками. А на портале «Продлёнка» опубликовала статью «Использование современных образовательных технологий на уроках»http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/
Проектная деятельность учащихся Одним из самых эффективных методов использования информационно-коммуникационных технологий с целью формирования гармоничной совершенной личности, несомненно, является проектная деятельность моих учеников.
За несколько лет значительно изменился уровень выполнения презентаций, видеофильмов, слайд- проектов.Самые тёплые отзывы коллег получили межпредметные проекты «Пушкин в живописи», «Лермонтов- живописец», «Экранизации романа «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» в видении Н.Рушевой»
Компьютерные контрольно-обучающие тестыПо предметам гуманитарного цикла очень сложно объективно оценить знания, особенно по литературе и МХК . Но мне хочется быть объективной в этом вопросе, поэтому я иду в оценивании знаний учащихся по нескольким путям:Олимпиады и конкурсыУстная работа на урокахКомпьютерное тестированиеНо уверена, что компьютерное тестирование может служить лишь как промежуточный или вспомогательный способ контроля по предмету.Я активно работаю в этом направлении, а ученики помогают мне во всём. Учащиеся помогают составлять тесты, лишь бы в ход урока они были включены для проверки компетенций.
Отмечаю, что такие контрольные ученики всех возрастов выполняют с удовольствием . Использую компьютерные тесты на всех этапах урока: актуализация знаний, изучение нового материала и его закрепление; индивидуально и в парах. Учащиеся на уроке работают в различных режимах тестирования: «Изучение», «Произвольный самоконтроль», «Фиксированный самоконтроль», «Самоконтроль с поощрением», «Контроль в парах».В 2010-2011 учебном году мною был проведён районный семинар «Подготовка учащихся к ГИА по русскому языку в новой форме», где составляющей частью стало использование ИКТ
Исследовательская работаУчитель сегодня должен выполнять роль не только наставника, руководителя, но и учёного, на что не всегда хватает времени и физических сил. А вот творческая мастерская с элементами исследования для моих учеников очень любима. Потребность в исследовании явлений, связанных с языком, литературой и культурой, возникает у самих учащихся. Работа А.Михайловой во Всероссийском конкурсе «Культура и искусство» заняла 1 место. В.Васильева в 2011-2012 стала призёром муниципального и победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Профессиональные достижения Не мыслю себя без постоянного совершенствования, развития, участия во всевозможных конкурсах, акциях, так как должна быть образцом для учеников. Следую заповеди: «Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится».
2001г. Награждена Грамотой Министерства Образования Р.Ф. за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов29 августа 2007г. Присвоено звание Почётного работника общего образования Российской Федерации
2009г.- победитель конкурса лучших учителей России.2011г. Награждена высшей общественной наградой Российской Федерации за значительные достижения в области организации и совершенствования учебной, методической и воспитательной работы в области образования -медалью «За вклад в развитие образования»; вручена энциклопедия и удостоверение героя энциклопедии «Одарённые дети- будущее России». Номинация «Доска почёта»
2011г. Стала победителем Всероссийского конкурса «Моё призвание» В 2012г. Выиграла Всероссийские конкурсы для педагогов «В Новый год- с улыбкой» и «Тонкое искусство»
Cовершенствование человека- смысл жизни
Достижения моих учеников Как только на уроках и во внеурочной деятельности я регулярно стала использовать ИКТ, сразу же мои ученики стали показывать блестящие результаты в дистанционных конкурсах и олимпиадах, а в 2011-2012 уч. г. Шесть моих учеников стали призёрами муниципального этапа, а на региональном уровне - один победитель и четверо призёров Всероссийской олимпиады школьников. В нашей школе мои ученики – одни из самых активных участников и победителей интеллектуальных игр, творческих конкурсов, предметных олимпиад и чемпионатов. За последние три года у меня около 160 призёров и победителей конкурсов и олимпиад от городского до международного уровней.
Сетевые интеллектуальные игры - 1 место в Новосибирске. X международная интернет- олимпиада- Команда моих девочек идёт на 1 месте
Результаты ГИА по русскому языку
Желание быть полезным людям, делиться своими наработками, сподвигло меня на создание интернет- клуба «Олимпиады по предметам гуманитарного цикла»http://www.proshkolu.ru/club/olimpryabizova/members/
Персональный сайт и портфолио учителя в интернетеЧтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский
Использование в работе электронных пособийВиртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки и литературы.«1С: Репетитор. Русский язык + Варианты ЕГЭ. 2006»; «1С: Репетитор. Русский язык. «Тесты по пунктуации». Представляет собой мультимедиа комплекс, все части которого объединены на основе гипертекста и создают для учащегося комфортную среду, в которой есть все для самостоятельного освоения предмета.Серия «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык».Серия «Электронная библиотека», включающая собрание сочинений писателей, иллюстрации, критическую литературу.Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза», в которой представлены все правила орфографии и пунктуации.Программно-методический комплекс «Семейный наставник» «Русский язык: Средняя школа». Предназначен для организации диагностического тестирования, контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций.
Отзывы о моей работе Татьяна Григорьевна СидороваУважаемая Валентина Сергеевна! Огромное Вам спасибо за труд! Не перевелись у нас, в России, такие творческие учителя... Я зашла на Вашу страницу и никак не могу выйти, потому что материал, который Вы публикуете, уникальный!!! Светлана Михайловна Пиянзова И слов нет, чтобы петь Вам дифирамбы,И сил нет, чтоб скачать все ваши файлы.Но всё-таки хочу Вам пожелать:Не смейте никогда Вы уставать!Пусть вдохновенье не покинет Вас,И щедрость Ваша не оставит нас!Валентина Николаевна Егорова Валентина Сергеевна, огромное спасибо за Ваш труд, за то, что делитесь своими материалами. Ваша страница - просто кладезь!Я так рада знакомству с Вашей страничкой, где есть абсолютно все, особенно аудио и видео . Можно найти все фильмы по произведениям, это была моя мечта. Работаю в спецшколе для детей- подростков, совершивших преступления. Контингент особенный, чтобы заинтересовать литературой, просто необходим наглядный разнообразный материал! Уроки стали насыщеннее, дети начали читать. Надеюсь, мы вместе с Вами сможем вытащить наших мальчишек из подвалов и притонов и вернем их к достойной жизни! Спасибо огромное, я Вами восхищаюсь. Вы умница!!!!!
Мы в дороге…, мы в пути… До новых встреч!