Семинар – практикум для учителей Взаимодействие в работе логопеда и учителя.Проблема дисграфии. Учитель-логопед ГОУ СОШ 1688 г. Москвы Дубровина Оксана Витальевна
"Я не виноват, я стараюсь..."Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Дисграфия ?Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту. По отношению же к детям врачи используют термин «дисграфия».
Нарушение процесса письма - Дисграфия.Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв. Нарушение процесса чтения - Дислексия.Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Как вовремя обнаружить такого ученика в своем классе, как распознать специфические проблемы у ребенка, что с этим делать, как помочь, а главное – как предотвратить эти проблемы?
По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от10до16 летнеобходимо постоянно помнить, что дисграфик больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении
Причины возникновения
При отсутствии своевременной помощи к 6–7-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.
формы дисграфииАртикуляторнаято есть пишет так, как говоритАкустическаяпишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т.д.), твердые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо» ), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»).Оптико-пространственнаянесформированность пространственных представлений и синтез информации от разных анализаторов. Аграмматическаянеправильное употребление окончаний, предлогов, ошибки при изменении слов по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. Моторнаясвязана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов.
предпосылки нарушения письма и чтения1. Если ребенок левша.2. Если он - переученный правша.3. Если ребенок посещал логопедическую группу.4. Если в семье говорят на двух или более языках.5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Чем может помочь учитель?режим благоприятствованияотказ от проверок ребенка на скорость чтения. нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Чего делать нельзя? Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. В устной работе: ежедневно проводить упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.
Единые требования к ребенкуучет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);учет возрастных особенностей детей;предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
Профилактика дисграфии.1. Корректурная проба (« Вычеркни букву»). Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.2. Короткие диктанты карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. 3. Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста4. Автоматизация поставленных звуков, «самоконтроль ребенка»5. Упражнения по развитию фонематического восприятия.
Рекомендации для родителей.1. Письмо, чтение : не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части.2. Упражнение "Корректурная проба».3. Игры на развитие фонематического восприятия, звуко - буквенного анализа, развитие памяти, внимания.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеды и учителя.