Экспериментирование как эффективный способ обучение детей дошкольного возраста Шумакова Лариса Викторовна
Ребенок рождается исследователем
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Классификация наблюдений и экспериментов. Эксперименты можно классифицировать по разным принципам. 1.По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле и т.д. 3. По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-10 детей); - коллективные ( вся группа). 4. По причине проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс: - эпизодические (проводимые от случая к случаю); - систематические.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Развивается речь. Происходит накопление фонда умственных умений. Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Первая группа раннего возраста. Появляется новая форма манипулирования – сознательная. Смотрит, как это делает взрослый. Начинает запоминать слова. Вторая группа раннего возраста. Расширяются возможности по манипулированию предметами. Новые – это управляемое манипулирование. Понимают указания взрослых. Взрослые экспериментируют с детьми. Первая младшая группа. Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Вторая младшая группа. Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
Средняя группа. Действия детей более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим, в целях безопасности и поощрения детей. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения, и элементарные фиксирования. Старшая группа. Дети задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Дети хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть. Подготовительная к школе группа. Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Дети проявляют инициативу. Дети могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудования после проведенных опытов.
Особенности детского экспериментирования: Детское экспериментирование свободно от обязательности. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыты. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Дети не могут работать, не разговаривая. Нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимо учитывать право ребенка на ошибку. Применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Поощрять детей во время экспериментирования.
В процессе экспериментирования дети учатся: 1. Видеть и выделять проблему. 2. Принимать и ставить цель. 3. Решать проблемы. 4. Анализировать объект или явление. 5. Выделить существенные признаки и связи. 6. Сопоставлять различные факторы. 7. Выдвигать гипотезы, предложения. 8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 9. Осуществлять эксперимент. 10. Делать вывод. 11. Фиксировать этапы действий и результаты графически.
Спасибо за внимание! Рада быть Вам полезна!!