Военно-патриотическое воспитание Гурэу Эдуард Константинович преподаватель ОБЖ МБОУ г.Керчи РК «Школа -гимназия №2 им. В.Г. Короленко»
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Система патриотического воспитания состоит из трех составляющих: Национально–патриотическое воспитание - воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания. Гражданско–патриотическое воспитание - формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны. Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 года № 134-р была принята
Модель военно-патриотического воспитания
Направления военно-патриотического воспитания
духовно-нравственные принципы военно-патриотического воспитания 1. Гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность 2. Общенациональность в государственном масштабе 3. Приоритет общественно-государственных интересов над личными лояльность к основам государственного и о общественного строя, к существующей политической системе 4. Патриотизм, преданность своему Отечеству 5. Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов 6. Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений 7. Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства 8. Социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права
Историческое направление изучение истории родного края, своего микрорайона, образовательного учреждения; изучение ратной истории страны, истории её Вооружённых Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота (других силовых структур); изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности на благо Родины учёных и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актёров, художников, религиозных деятелей (в том числе и своих земляков); изучение боевого пути воинских частей и соединений; проведение Дней воинской славы страны; реконструкцию исторических событий государства; увековечение памяти российских и советских воинов; изучение истории научных открытий, создания оружия и военной техники; изучение военной символики и формы (мундира).
Историческое направление В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России: 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год); 21 сентября – День победы русских полков во главе с великими князем Дмитрием Донским над монголо- татарскими войсками в Куликовской битве (1380); 7ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год); 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год); 9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год); 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790год); 11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790год); 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812год); 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); 23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) – День защитника Отечества; 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой (1941год); 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск Сталинградской битве (1943год); 23 августа – День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Курской битве (1943год); 27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944год); 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945год).
Профессионально - деятельностное Подготовка по основам военной службы. Цель: сформировать у подростков правильное представление о роли государства в области обороны, Вооружённых Силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, жизни и быте военно- служащих, их правах и обязанностях готовности осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках. Задачи: дать начальные знания по основам обороны государства; познакомить со структурой Вооруженных Сил РФ, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, порядке призыва и прохождения военной службы; научить выполнять обязанности солдата (матроса), дневального, часового, командира отделения; научить действовать в строю; научить стрелять из пневматического и малокалиберного оружия, автомата Калашникова, пулемёта, гранатомета, метать гранаты в цель; научить действовать в бою, разведке, на марше, в дозоре, наступлении и обороне; научить ориентироваться на местности по топографической карте и без неё ( по компасу, местными предметами, расположению светил), двигаться по азимуту, определять расстояние до ориентиров.
Профессионально - деятельностное Прикладная физическая подготовка Общие задачи прикладной физической подготовки: • формирование здорового образа жизни; • гармоническое физическое и духовное развитие; • повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов; • развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости; • развитие и совершенствование специальных качеств (устой­чивость к укачиванию, перегрузкам и кислородному голоданию), Прикладная физическая подготовка включает: • обеспечение на занятиях страховки и самостраховки, конт­роля и самоконтроля; • передвижение по пересеченной местности в пешем поряд­ке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.); • преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе подразделения); • силовую подготовку (подтягивание и подъем переворотом на перекладине, комплексное силовое упражнение, поднятие и переноска тяжестей); • основы рукопашного боя; • прикладное плавание, ныряние на дальность и глубину; • элементы акробатики.
Профессионально - деятельностное 2.9. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности. иметь представление об оказании первой медицинской помощи в различных ситуациях; иметь оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, несчастных случаях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, радиационных поражениях; провести мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений. При обучении основное внимание необходимо обращать внимание на приобретение учащимися практических навыков по оказанию первой медицинской помощи в различных ситуациях, формирование морально- психологических качеств и понимания важности выполняемого дела. Способ проведения теоретических занятий: рассказ (беседа) с использованием схем, плакатов, таблиц, диа- и видеофильмов, диапозитивов. На практических занятиях руководитель начинает с показа и разъяснения техники выполнения приёма или действия, знакомит с нормативами их выполнения и проводит тренировки учащихся, распределив между ними роли. Для проверки уровня подготовки в этой области периодически организуются конкурсы, соревнования, викторины, эстафеты, игры на местности.
Политико-правовой Правовые основы военной службы Цель: дать представление о назначении Вооружённых Сил РФ, составе и боевых традициях Российской Армии и Военно- Морского Флота страны, назначении и боевых возможностях видов и рядов войск Вооружённых Сил РФ, особенностях формирования и сплочения воинских коллективов. учащиеся должны быть знакомы с правовыми основами военной службы, порядком её прохождения, основами требованиями военной присяги, дисциплины, значением общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинскими званиями и знаками различия, правилами воинской вежливости, поведения и отдания воинского приветствия, обязанностями перед построением и в строю. Также они должны уметь объяснить сущность обязанностей военнослужащего, обращаться к старшим по званию, действовать при получении приказов и в роли дневального по роте, часового, выполнять команды.
Психологическое Формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству
Реализация направлений военно-патриотического воспитания
1-й этап "Начальная подготовка" Урочная деятельность Экскурсии Общешкольные мероприятия Уроки мужества
Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий, выходов
Урочная деятельность
Музей 32 гвардейской дивизии
Возложение цветов к памятнику детям -жертвам войны
Экскурсия в воинскую часть
Вахта памяти
Патриотическое воспитание учащихся через систему внеклассных занятий Уроки мужества (встречи с ветеранами ВОВ) Беседы, посвященные чествованию памятных дат, дней воинской славы Кружки военно-патриотической направленности Общешкольные мероприятия, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери, День Победы
Боль Афганистана День памяти Игоря Шаповалова
Белые журавли
Пионерские традиции
Кружки военно-патриотической направленности «Спасатели»
2-й этап "Военно-спортивная подготовка" Военно-прикладные виды Спортивная деятельность Подготовка и участие в творческих конкурсах, олимпиадах
3-й этап "Использование современных технологий" Создание презентаций Создание видеороликов Работа со СМИ
Список источников 1. Абрамов, А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания : автореф. дис. … канд. философ. наук / Абрамов А.В. – М., 2001. – 24 с. 2. Беспалова, Т.М. Патриотизм в современном российском политическом про- цессе : автореф. дис. … канд. полит. наук / Беспалова Т.М. – Ростов н/Д., 2004. – 21 с. 3. Ильин, Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ильин Н.И. – Тамбов, 2003. – 22 с. 4. Кузнецов, А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества : автореф. дис. … канд. социол. наук / Кузнецов А.В. – М., 2004. – 21 с. 5. Никова, М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества : авто- реф. дис. … канд. социол. наук / Никова М.А. – М., 2004. – 27 с. 6. Новиков, А.В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи Москвы (1992-2004 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук / Новиков А.В. – М., 2005. – 23 с. А.С. Иванец «Военно-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях» ФОТО АВТОРА РАЗРАБОТКИ.