Тема проекта: Автор: Андреева Юлия Александровна воспитатель МДОУ Детский сад №104 / 2010 г.Рыбинск Ярославской обл. 900igr.net
«… Чтобы снова На земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы!» Юрий Воронов, участник блокады Ленинграда
Творческое название проекта:
Основополагающий вопрос проекта:
Проблемный вопрос проекта:
Типология: информационный, краткосрочный, групповой, межпредметный. Возраст детей: подготовительные группы дошкольных образовательных учреждений Область знаний: нравственно-патриотическое воспитание, изобразительное искусство, ручной труд, познавательное чтение, история, физическое воспитание.
Цели и задачи проекта: Образовательные Развивающие Воспитательные
Образовательные цели: 1.Познакомить детей с историей нашей Родины и героизмом участников Великой Отечественной войны 1941-1945г.г Образовательные задачи: 1. Познакомить с историческими событиями военных лет 1941-45г.г Образовательные задачи: 2. Дать детям представления о героизме и подвигах героев мужчин, женщин и детей в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г не только по всей стране, но и по своему краю(о земликах-героях)
Развивающие цели: 1. Развивать умение овладевать различными формами коммуникации Развивающие задачи: 1.Развивать умение самостоятельно получать и в доступных формах фиксировать новую информацию, связывая ее с уже имеющимися знаниями Развивающие задачи: 1.Развивать способность к общению, умению слушать и слышать другого; 2.Развивать способность общаться в паре со сверстником и взрослым при получении и фиксации нужной информации
Воспитательные цели: 1.Воспитывать любовь к Родине и развивать личностные качества детей на примере конкретных исторических событий и подвигов героев ВОВ Воспитательные задачи: 1. Воспитывать гордость, уважение и преклонение перед подвигами, и героизмом героев ВОВ; 2. Воспитывать стремление быть похожими на героев ВОВ Воспитательные задачи: 1.Воспитывать у детей такие качества личности как: мужество и смелость, сопереживание, сочувствие, любознательность, чувство товарищества на примере героизма участников ВОВ
Аннотация: Структура проекта предполагает формирование представлений о военных событиях 1941-45г.г, о героях-патриотах нашей Родины не только Героях Советского Союза, но и о своих родных, участвующих в ВОВ Дети самостоятельно добывают информацию путём использования разных форм коммуникации. В ходе проекта у детей воспитывается чувство патриотизма на примере конкретных исторических событий и героизма участников ВОВ , чувство гордости и уважения к подвигам предков и желание быть на них похожими, воспитываются личностные качества детей; проект «Тот герой, кто за Родину горой» является одним из этапов работы по патриотическому воспитанию детей подготовительного возраста (6-7 лет), направлен на развитие интереса к истории нашей Родины, на знакомство детей с героизмом участников ВОВ; проект рекомендуется проводить при изучении темы «Защитники Отечества» и подготовки к праздничному мероприятию, посвященному Дню Победы с детьми старшего дошкольного возраста; проект может быть использован как педагогами дошкольных образовательных учреждений, так и учителями начальных классов или педагогами учреждений дополнительного образования; в процессе работы над проектом дети в совместной работе с родителями и педагогами лучше узнают героическую историю своего народа. Проект имеет большое воспитательное значение, потому что приобщает детей задуматься над собственным отношением к своей малой родине, к людям старшего поколения; в ходе проекта дети самостоятельно(под руководством воспитателя и родителей) проводят исследования по различным источникам информации и закрепляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, рисунков, схем, таблиц и оформления уголка «Боевой славы», выставки «Герои Ярославской обл.», «Пионеры герои», «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; проектная деятельность детей и взрослых будет представлена на неделе «Славы», приуроченной к празднику 9 Мая « Мы памяти Победы верны и чтим Великий день Победы»; УМП может быть использован, как дополнение к другим основным программам детского сада, в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников, как блок «Человек среди людей», «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», (программа «Развитие»).
Учебные вопросы: Детские исследования: Почему у наших дедов (прадедов) на костюме много орденов и медалей? Какими были дети на войне? Мой дед (прадед)- солдат Дети для Победы
Учебные вопросы: Что делали женщины на войне? Женская доля войны Славные имена улиц нашего города Детские исследования: Почему улицы названы именами людей?
Учебные вопросы: Детские исследования: Почему солдат называют героями? Настоящий солдат своей Родины
Этапы проведения проекта: погружение в проект с 1-2 февраля выбор раздела программы; выбор темы проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»; определение целей и задач проекта; определение межпредметных связей; создание игровой ситуации «Путешествие в страну Историю», «Город детей на войне», в «страну Героизма и отваги»; подбор интегрированных занятий по теме; участвуют в игровой ситуации; обсуждают с воспитателем и сверстниками цели, задачи проекта и осознают свою деятельность в нём; обсуждают просмотренные с родителями телепередачи, фильмы, иллюстрации, книги; понимают проблему (сопереживают, жалеют, восхищаются), что в истории нашей Родины происходили страшные события под названием война, в ходе которых отважно проявили себя наши деды и прадеды, показав настоящий героизм и мужество; дети понимают значимость слова героизм, проявленного солдатами в годы ВОВ; деятельность педагога деятельность детей
Этапы проведения проекта Организация деятельности с 2- 3 февраля 1.Организация детей в группы; 2. Помощь в планировании работы и распределение обязанностей между подгруппами детей; 3. Планирование образовательной деятельности по решению задач проекта: групповые интегрированные занятия на темы: «Война глазами детей», «Мой прадед-солдат» , «Этот день Победы», «Женщина-солдат»( с использованием продуктивных видов деятельности: изо, аппликация, лепка); музыкально-интегрированное занятие «Солдат на войне»по прослушиванию военных песен; групповое занятия по аппликации «Награди медалью солдата-победителя»; организация экскурсии в музей «Дедушкина шинель» ; организация экскурсий к обелиску Славы; организация экскурсии к памятникам героев ВОВ и по некоторым улицам, названным в честь героев ВОВ; организация взаимодействия с родителями и детьми, разработка рекомендаций по просмотру телепередач, посвящённых Великой Отечественной войне, художественных фильмов о войне: «А зори здесь тихие», «Горячий снег», «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате» и др, просмотра компьютерной информации по теме детских исследований, иллюстраций и чтение необходимой литературы детям о войне (ознакомить родителей с тем, на что обратить внимание в беседах с детьми об увиденном и прочитанном); подбор иллюстраций для рассматривания детьми в группе о военных событиях, о героях ярославской обл., о женщинах на войне, о детях на войне, о пионерах-героях ; разработка занятий-бесед с использованием вышеперечисленных иллюстраций; подбор литературы для чтения в группе и дома с родителями: « Рассказы о полководцах» С. Алексеева, «Рассказы о Великой Отечественной войне» С. Алексеева, « Герои В.О.в.» С.П. Алексеева, «Рассказы о маршале Жукове» С.П.Алексеева и др., поговорок о героизме, загадок, стихов о войне, о Родине, открыток о женщинах-героях, чтение рассказов о пионерах-героях; деятельность педагога и родителей
Этапы проведения проекта организация деятельности с 2- 3 февраля (продолжение) организация книжной выставки для детей и родителей «Никто не забыт, ничто не забыто»; оформление стенда для родителей и детей: «Отечества сыны…», «Спасибо всем, кто погиб, кто живёт…», «Мы внуки героев Победы», «Как рассказать дошкольнику о той большой войне»( информация о том, как знакомить детей с историей страны, Куда сходить в праздничные дни, как провести экскурсию к памятным местам, улицам, названным именами героев, на что обратить внимание во время беседы; ( с использованием папок-ширм); подбор и разработка тематические бесед с родителями о героизме участников ВОВ(рекомендации, анкеты, консультации); разработка дидактических игр, кроссвордов с детьми по теме: «Узнай по описанию», «Кому что нужно для войны?» (роды войск), «Какой ты человек?»(о мужестве и отваге), «Как бы ты поступил?», « Кого бы ты назвал героем?»( с использованием ситуативно-иммитационного метода) и др.; организация бесед с ветеранами ВОВ: «Как это было?»; оказание помощи детям в составлении интервью со сверстниками:« Мой прадед-солдат»; подготовка возможных вариантов(образцов) продуктов детской деятельности: рисунки, аппликации, схемы, таблицы; определение презентации результатов: презентации, буклеты, выставки детских работ. деятельность педагога и родителей
Этапы проведения проекта организация деятельности с 2- 3 февраля (продолжение) разбивка на группы; распределение ролей; планирование работы с использованием схем, символов, анкет (интервью) и кроссвордов; выбор с помощью педагога форм и способов презентаций; деятельность детей
Этапы проведения проекта осуществление проекта с 3-5 февраля косвенное руководство детскими исследованиями; консультирование детей по темам исследования; отслеживание хода работы каждого ребёнка; регулярное открытие детям новых представлений о героизме участников ВОВ ; проведение путешествия в страну «волшебницы Истории», в«Город детей войны», в страну «Героизма и отваги» ( о женщинах на войне); проведение музыкально-интегрированных занятий по прослушиванию военных песен («Священная война», «День победы» и др.); проведение экскурсии в музей «Дедушкина шинель», к обелиску; проведение работы с родителями по просмотру с детьми телепередач, худ. фильмов о войне; проведение викторины на закрепление знаний «Никто не забыт, ничто не забыто»; проведение работы с детьми по рассматриванию иллюстраций на военную тему; проведение работы по чтению книг о войне, рассказов о солдатах, о героях войны С.П.Алексеева; проведение наблюдений по теме; организация условий для мини- инсценировок рассказов о подвигах пионеров-героев (с использованием макета); проведение дидактических игр, конкурсов «Настоящие солдаты», спорт. досуга «Есть ещё богатыри на Земле русской», атракциона «Самый сильный, ловкий, мужественный», физ.досуга совместно с папами « Мы защитники Родины», конкурсов стихов и поговорок о войне; деятельность педагога и родителей
Этапы проведения проекта осуществление проекта с 3-5 февраля (продолжение) помощь детям в организации опроса взрослых по данному исследованию (разработка нескольких вопросов); проведение работы с родителями по вопросам консультирования детей по тому или иному исследованию ( объяснить родителям на что следует обратить внимание в беседе с ребёнком); поддержание у детей интереса к проекту в течение всего хода работы с помощью игровых ситуаций и новой информации; организация условий для создания продуктов детской деятельности; помощь детям в оформлении результатов исследовательской деятельности и создании презентаций; деятельность педагога и родителей
Этапы проведения проекта осуществление проекта (продолжение) с3- 5февраля активная работа под косвенным руководством педагога; открытие новых представлений об участниках и героях ВОВ, предложенных воспитателем ; посещают занятия, экскурсии, наблюдения; принимают участие в викторине, спорт.конкурсах, атракционах, конкурсах стихов о войне; просматривают и обсуждают телепередачи, фильмы с родителями дома и детьми в группе; участвуют в наблюдениях, интервью; рассматривают слайды, иллюстрации по теме; прослушивают рассказы о войне во время чтения взрослыми в группе и дома; выбирают нужную информацию по теме своего исследования; самостоятельно беседуют со взрослыми и записывают результаты с использованием схем, символов, моделей; обращаются к педагогу за помощью по мере возникновения конкретных проблем и вопросов; создают продукты деятельности во время интегрированных занятий с использованием лепки, аппликации и изодеятельности; подготавливают презентаций и публикаций с помощью педагога; деятельность детей
Презентация проекта с 5-6 февраля обобщение результатов; подведение итогов работы над проектом ; анализ продуктов деятельности детей в работе, выполненной самостоятельно; анализ совместной работы детей в паре; подготовка продуктов деятельности детей, методического и дидактического материала ; анализ результатов работы над проектом: наличие ответа на основополагающий вопрос, решение образовательных, развивающих и воспитательных задач; достижение целей проекта; организация выставки рисунков, фотографий, записей, схем, моделей, символов и выводов; выявление новых вопросов, проблем и на основе их прогнозирование следующей презентации; деятельность педагога деятельность детей открыли для себя несколько ответов на основополагающий вопрос; понимание целей и задач проекта; участвуют в презентации и публикации результатов своей деятельности ; участвуют в выставке рисунков, фотографий, схем, моделей, записей выводов; обсуждение, анализ, самоанализ и взаимоанализ результатов деятельности по теме проекта;
Приращения: практические и теоретические знания познакомились с одним из этапов истории нашей Родины ; открыли для себя представления о военных событиях; открыли для себя представления о героизме участников ВОВ; у детей стала развиваться способность самостоятельно подводить итоги своего исследования; у детей стала развиваться способность анализировать героизм и подвиги каждого из героев ВОВ; у детей стала развиваться способность самостоятельно добывать и записывать информацию; дети познакомились с жизнью людей во время войны, с героизмом и патриотизмом не только мужчин, но и женщин, и детей; у детей стала развиваться способность самостоятельно делать вывод об услышанном и увиденном; стала развиваться способность общаться друг с другом, со взрослыми и с более старшим поколением по средством интервью и бесед; у детей стали развиваться такие качества личности как: смелость и мужество, сопереживание, сочувствие, любознательность, способность к общению, умение слушать другого, способность общаться в парах;
Приращения: практические и теоретические дети приняли участие в выставках продуктов собственной деятельности на темы: «Война глазами детей», «Солдат на войне», «Этот день Победы», «Награди солдата медалью», «Мой прадед-солдат», «Этих дней не смолкнет Слава», «Флаг Победы», «Обелиск Славы», «Вечный огонь и память»; приняли участие в оформлении вместе с воспитателем выставки фотографий: «Мой прадед солдат»; приняли участие в оформлении вместе с воспитателем выставки: «Наши герои», посвящённой героям Ярославской области; пополнили уголок «Боевой Славы» фотографиями и схемами своих исследований о героях на войне: «Женская доля войны», «Настоящий солдат», «Дети для Победы», «Славные улицы нашего города»; силами педагогов, детей и родителей оформлен стенд «Внуки героев Победы!», собрана информация на тему: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; приняли участие в оформлении альбома «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённый стихам войны, которые подобрали сами дети; изготовили вместе с воспитателем книжку-немалышку «Недетское детство»( о детях на войне); изготовили вместе с родителями модель «Героизм на войне»; изготовили подарочные открытки, посвящённые «Дню Победы»; открыли для себя достоверные представления о героях Великой Отечественной войны; в ходе проекта у детей стала развиваться способность действовать в алгоритме: открыли, прожили, почувствовали и свои переживания, впечатления выразили в продуктах собственной деятельности;
Учебно-методический пакет Методические материалы Описание проекта Web сайт Конспект занятия Визитная карточка проекта Список литературы Презентации « детские «» «» Публикации «» (буклеты) «» Продукты деятельности рисунки Дидактические Игры, материалы задания для детей:
Используемые ресурсы: «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», И: «Аркти», 2007г.; «Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников»: Практическое пособие /Авт.-сост.Ю. Е. Антонов.- М.:АРКТИ, 2010.; «Рассказы о Великой Отечественной войне: Герои Великой Отечественной войны/С.Алексеев, А.Митяев, А.Печёрская.- М.: Дрофа- Плюс, 2010.; «Рассказы о Великой Отечественной войне/С.П. Алексеев.- М.: Издательство Оникс, 2010.; А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Г.В. Краснощёкова и др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов.- СПб.:»ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.; « Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ Под ред. А.Н.Морозовой, О.В. Мельниковой.- М.:ТЦ Сфера, 2006.; « Пионеры- герои (альбом- выставка): Серия книг: Выпуск 2/ Под ред. О. С. Лебедева- М.: По оригиналам издательства «Малыш»; Серия иллюстрированных фотографий: Пионеры- герои: Приложение к серии книг 2 выпуска альбомов- выставок/ Под ред. О.С. Лебедева- М.: По оригиналам издательства «Малыш»; С. Алексеев «Рассказы о полководцах»- М.: Издательство « СТРЕКОЗА», 2007.; С. П. Алексеев « Рассказы о маршале Жукове»- М.: Издательство «ДРОФА- ПЛЮС», 2007.; В. Степанов «Мы живём в России»- М.: Издательство « Оникс», 2008.; Наглядно- дидактическое пособие « Великая Отечественная война в произведениях художников/ Под ред. А. Дорофеева- М.: Издательство « МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2008.; Наглядно-дидактическое пособие «День Победы»/ Под ред.А. Дорофеева- М.: «МОЗАЙКА- СИНТЕЗ», 2008.; Информационно- деловое оснащение ДОУ «Этот День Победы»/ Под ред. С. Д. Ермолаева- М.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.; Е. Воробьёв « Однополчане» ( рассказы) - М.: Издательство «Детская литература», 1976.; Наглядно- дидактическое пособие « Защитники Отечества» / Под ред. А. Дорофеева- М.: Издательство « МОЗАЙКА- СИНТЕЗ», 2008.; Открытки «Женщины- герои Советского Союза»: Выпуск 3/ Под ред. Э. Гайдарова - М.: Издательство «Плакат», 1978.; « Герои огненных лет»: Очерки о Героях войны 1941-45г.г ярославского края/ Составители И. И. Сидоров, Б. П. Румянцев- Ярославль, Верхне- волжское книжное издательство, 1985.; Энциклопедия о известных людях страны; «Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне»/ А.П.Казаков, Т.А. Шорыгина.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009;